ПРЯМОЙ ЭФИР

Сергей Алексеев: Я приучил себя жить по-своему в любое время

Есть ли в Казахстане искусство плаката, и искусство ли это? Утвердительный ответ даёт творчество Сергея Алексеева - художника-плакатиста советской закалки и разносторонней, интересной личности. Такие качества художника в наши дни – как знак высшей пробы

Сергей Алексеев. Фото: личный архив

Сергей Петрович, расскажите о себе только то, что считаете нужным.

Я практически казах, с 1979 года житель Алма-Аты, наполовину тюркская кровь. Мои предки по отцу - из большого татарского села под Иркутском, где я родился в 1951 году. Вырос в Сибири в небедной семье, не имеющей отношения к искусству. Отец автомобильный механик, мама хозлаборант в химическом институте. Нам с сестрой повезло с родителями; хоть и простые, они были предприимчивые, мудрые люди, воспитывали нас в труде, научили бесстрашно принимать и отвечать за свои решения. Поэтому мы росли свободные, незакомплексованные. 

Я посещал авиамодельный кружок, любил фантастику, дома была приличная библиотека. Родители не препятствовали моему увлечению баяном, оплачивали музыкальную школу. Страсть к авиамоделизму мне привил отец, со 2 класса занимаюсь авиамоделями. В армии окончил школу авиамехаников, в войсках ПВО обслуживал самолёты. До сих пор наряду с молодыми участвую в соревнованиях спортивных планеров, пригодных для мелкосерийного производства. Как ни странно, о карьере летчика не помышлял. К выбору профессии относился прагматично. 

Механизм творчества в авиамоделизме, когда ты придумываешь идеальную модель, руками создаешь её, и она летает, - привела меня в Иркутское художественное училище им. Копылова. Еще до армии хотел иметь физически необременительную, безопасную профессию, которая только в голове, а я бы рисовал и продавал свои картины. У меня неплохая акварель, но писать картины в качестве единственного занятия казалось неинтересным, никогда не любил заниматься чем-то одним.

В жажде быть универсалом я чуть не бросил училище на 3 курсе. Мой учитель - профессор Шипицын Александр Сергеевич переубедил: рисунок у вас прекрасный. Если думаете, что вам недостаточно, вы ошибаетесь. Когда за 4 года пройдете весь курс, поймете, что получили все, что надо, и вполне сможете зарабатывать себе на жизнь. В принципе, он оказался прав: в 90-х, применив акварель на городских пейзажах в Австрии, заработал себе на квартиру (смеется). Но к акварельной живописи больше не возвращался. Конструктивный ум подсказывал: живопись - не моё, станковая графика – моё. 

Хотелось быть не просто художником, но работать дизайнером в пространстве проектирования. В училище мы полтора года изучали шрифты. В связи с плакатом как жанром, я открыл для себя шрифты, и еще больше полюбил стилизацию изображения. Наблюдая за учителем, ухватил его гибкую, динамичную школу академического рисования. Александр Сергеевич - блестящий график и иллюстратор (его печатали в журналах «Юность», «Смена», в сибирских изданиях), отличный резчик по дереву. Увидев его резьбу, понял: если научусь как он, смогу делать всё, что мне творчески интересно.

Вы бывший участник группы «Виват», оказавшей влияние на появление графического дизайна в Казахстане 80-х годов. Как это было?

На 3 курсе в библиотеке училища я обнаружил альбом: «Польский плакат» 50-70-х годов, и мне крышу снесло в эту сторону напрочь. Я сразу «въехал» в польский метафорический плакат, уникальным образом сочетавший два жанра - типографику (искусство шрифта) и смысловую картинку. Основоположниками метафорического плаката считаю группу графического дизайнера Юзефа Мрощака и обожаемого мною живописца Вальдемара Свежи. Насмотревшись дадаистов, сюрреалистов, поляки поняли: краткий слоган задаёт бессмысленности сюрреализма, дадаизма идеологическую мысль; произведение обретает социальный контекст, отражающий любое явление. 

Так всегда случается: то, что живопись нашла, другой жанр делает фундаментальным принципом. Вслед за поляками идею метафорического плаката подхватили кубинцы, швейцарцы, французы, японцы, болгары, неплохая школа возникла в Штатах, хотя американцы и англичане еще долго были под влиянием иллюстративности. В Казахстане до группы ВИВАТ метафорического плаката не было, доминировал иллюстративный, декоративный плакат, основанный на графике и живописи. Его продвигал типичный ученик московской школы Константин Феодариди, один из ведущих художников жанра в 70-е годы. 

Творческая группа плакатистов ВИВАТ явилась продолжением того, что я начал в училище. В 1980 году я, вчерашний выпускник училища, выставился на всесоюзной выставке плакатов в Москве. Это событие послужило толчком к созданию группы ВИВАТ в 1981 году в Алма-Ате. Вчетвером с друзьями мы решили сделать метафорический плакат способом заработка. Идеи придумывали коллективно, я отвечал за поиск графического художественного языка. Стиль польского метафорического плаката в нашей группе стал основополагающим. Свою продукцию, 26 плакатов графического дизайна, печатали в московском издательстве «Плакат». Наибольший успех работы виватовцев имели на Биеннале плаката в Финляндии. 

На выставке. Алматы, 2023

В советские годы наши плакаты принимались на выставки без всякой цензуры, система нас сильно не ограничивала, государство даже поощряло. Помогало бесстрашие молодости, главное, комплексов против советской власти у нас не было. Дело не в условиях времени, в которое живешь, а в том, насколько ты внутренне свободен и есть ли удачный набор способностей. Виватовский опыт приучил меня в любое время, в любой среде, стране, городе жить по-своему, как мне хочется. Я трезво просчитал, что могу профессионально решать кучу разных задач. Поступать в Мухинку в Питере передумал, и всю жизнь самообучался.

Вы, верно, профессионал в компьютерной графике?

Само собой, и это только инструмент. Начиная с 1975 года, я использовал аэрограф, единственно доступное, передовое тогда техническое средство. Плакаты, сделанные с помощью аэрографа - своего рода рубеж. Когда мы рисовали плакат руками, нам не хватало технических возможностей оперативно и выразительно сделать лист. А компьютер - инструмент, будто специально созданный для плакатиста, - дает безграничные возможности, технически на три порядка выше художественных возможностей недавнего прошлого. Потому мне нравится заниматься плакатом, что можно любые фокусы с композицией проворачивать! 

Коллеги, пренебрегшие обучением компьютеру, все вышли из профессии. А я авиамоделист, всю жизнь проектирую пусть небольшие летательные аппараты. Техника для меня не хобби, технические инструментарии, как токарный и сверлильный станки, освоил с детства. Компьютером овладеть сложнее; с точки зрения программ диалог с ним за 5 лет изучил профессионально. 

Но и тогда, и сейчас художественное образование - живопись, композиция, рисунок, типографика, анатомия - все, на чем зиждется изобразительное искусство, обязательно в полной мере, иначе никакой компьютер не даст приличного результата. Моё твердое убеждение: если в голове не родится, ничего не будет.

Как развивалась ваша история с дизайн-проектированием? 

В начале 4 курса училища по рекомендации учителя меня рекрутировал филиал московского Института технической и промышленной эстетики в Ангарске – огромный, градообразующий комбинат. По окончании училища через год я прибыл в качестве старшего художника на свое рабочее место в лабораторию Центра научной организации труда (ЦНОТ). В течение трёх лет до 1979 года по моим проектам дизайнерская группа из инженера и пары чертежников работала над эстетизацией производства: знаки, стенды, декоративные вставки. Первый крупный проект, где понадобилось заниматься промышленной средой, была предзаводская территория и небольшая гостиница за пределами цехов. Я стал художником-дизайнером этой самой среды, занимался дизайном интерьера. 

Забавно, через несколько десятилетий в одной крупной фирме я вновь исполняю те же самые обязанности, как дизайнер материально себя обеспечиваю. Сегодня эта работа гораздо более востребована. В компании занимаюсь разработкой фирменных знаков, оформлением промышленной зоны, интерьеров. По отзывам иностранных партнёров компании, созданный мною корпоративный стиль нравится. 

Как изменился стиль вашего плаката после распада группы «Виват» в конце 80-х? 

Когда-то я начинал как театральный плакатист в Иркутском ТЮЗе, Иркутском драмтеатре им. Охлопкова. Убежден, область метафорического плаката для театральной афиши актуальна и сегодня. Созданных для Аркалыкского театра, Темиртауского ТЮЗа, Казахского драмтеатра, ГАТОБ им. Абая, Корейского театра афиш накопилось достаточно для персональной выставки. 

В художественном плакате всё время меняю стиль, прямых аллюзий, как в социальном плакате, в афишу не ввожу. Форма метафоры в виде интригующей картинки несет интернет-сообщение о таком-то спектакле.

Сегодня строкам Владимира Маяковского: «Улицы – наши кисти, площади – наши палитры» соответствует стрит-арт. Как относитесь к искусству британского уличного художника Бэнкси?

Идеологическая сторона есть принцип построения образов. Метод Бэнкси целиком строится на идеологии образа. Его стрит-арт во многом перекликается с жанром социального плаката как агитационного искусства. Группа ВИВАТ, и я сам после ее распада, немало поработали в этой сфере искусства. 

Но наш продукт типографский, - представляет собой стандартный формат типографского листа. Когда его складывают, получается книга или журнал. Интерес к нарисованному на бумаге сохраняет свою актуальность, но этот способ коммуникации поглощает интернет. Были случаи, когда плакат распахивали на полквартала, склеивая его части размером 60х90 см. Получался своего рода мозаичный, бумажный стрит-арт. 

В нынешней коммуникационной системе плакат мог бы пригодиться для пропаганды культурного отношения к чистоте в городе. Городская кампания с плакатами, сообщением по интернету, телевидению объясняла бы людям, что для переработки мусорных отходов важно распределять стекло, картон, бумагу, пластик, пищевые отходы по отдельности, а не валить все в одну кучу, растущую за городом как гора. И народу, и городским властям была бы большая польза от интереса к этой теме.

 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка новостей...