ПРЯМОЙ ЭФИР

Нуржан Саутбеков: Главное – избегать в картинах банальности

Смена творческих периодов – наиболее характерная особенность Нуржана Саутбекова. Вот и сейчас художник на распутье: в каком направлении продолжать поиск? Сильный реалист, вдруг заявивший о себе в сюрреализме и символизме, ныне отдает предпочтение абстракции. Чем удивит новая выставка живописца – судить нам, зрителям

Нуржан Саутбеков

Нуржан, вы из творческой семьи?

Да. В нашем доме всегда звучали казахские песни, кюи. Я из города Чу, Джамбульская область. Отец домбрист, директор музыкальной школы, учил меня играть на домбре, хотел, чтобы сын стал певцом, но я стеснительный, и голос от природы несильный. Благодаря отцу ходил в три школы: художественную, спортивную и музыкальную по классу гитары. Художественное увлечение передалось мне от старшего брата, он рос у дедушки. Тот выписывал для внука всевозможные журналы, и я ездил к брату как на праздник, восхищался его рисунками, фигурками из пластилина, которые он прятал от меня в холодильнике (улыбается). В те далёкие детские годы во мне зародилась уверенность, что красками могу создавать красивые вещи. После художественной школы и колледжа окончил в 2003 году Академию Жургенова в Алма-Ате. Самые памятные годы - учеба в атмосфере мастерской Кенжебая Дюсенбаева. Он охотно знакомил нас со своей библиотекой, и в студенческие годы я много читал.

Натюрморт с черепом. 1995, х.м, 27х34

Ваш любимый художник?

Из мировых - Герхард Рихтер, Василий Кандинский, до них - Николя де Сталь. Вдохновляли творчески разносторонние, упорно ищущие свой стиль шестидесятники. Нравились некоторые работы Канафьи Тельжанова, из современных - Саян Байгалиев. Сейчас опираюсь только на себя. Раньше был равнодушен к сюрреализму, теперь сам пишу сюрреалистические картины. Даже выставку свою назвал «Фантомы» ради созвучия с работой «Ундины» - о темных женщинах-русалках, пением завлекающих путников в глубины водоемов, только мужчина в образе коня.

Ундины. 2013, х.м, 87х87

У вас за плечами четыре персональные выставки. Вы любите выставлять работы на суд зрителя?

Да, осмелюсь сказать, люблю выставляться. Каждую выставку делаю от души, главное – избегать в картинах банальности. Стараюсь, чтобы работы «выдерживали» любое пространство. Работы на выставках: «На столе» (2011) и «Фантомы» (2015) были еще вразнобой – пейзажи, графика.

На столе. 2008, х.м, 72х106

Выставка «Опыты» (2016) более цельная, как зрелый художник, я уже осознавал своё взросление. Оставлял только те работы, которые нравятся. Работы без удачного завершения - не добился в абстрактной картине смысловой глубины, не почувствовал наслаждения в процессе, – выкидывал. Думаю, мои работы нравятся зрителю. Не скрою, получать хорошие отзывы приятно.

Белое и черное. 2022, х.м, 164х242

Каким словом или фразой могли бы описать свои работы?

В связи с тем, как я переживаю творческий процесс, самое подходящее слово - «гедонизм» (дарить наслаждение художественными образами). Хочется верить, что зритель поймет, испытает эстетическое удовольствие от моего искусства. В процессе работы очень нравится состояние вдохновения – чувствуешь его как поток, работаешь увлеченно, легко и быстро. Натюрморт «Поток» писал в потоковом состоянии. В образе хотел передать яркий свет. Отталкиваясь от натуры, усиливал цвет фруктов. Добавлял и утрировал оттенки с целью подчеркнуть цветом значимость света.

Поток. 2022, х.м, 55х112

Грамотно, качественно выполненные, мне нравятся все жанры. В работе «Падение статуи поэта» в образе чудовищ представлена жестокость. К ней меня подтолкнули события 2006 года - убийство оппозиционеров – А. Сарсенбаева и других. Подобно поэтам, они пали жертвой политического режима. Картина выражает протест против насилия и несправедливости.

Падение статуи поэта. 2006, х.м, 80х105

На выставке «Опыты» вы исследуете абстракцию. Что ждать зрителю от новой серии работ?

На выставке будут абстрактные картины. Абстракция мне кажется неожиданной своим разнообразием. Всё, что пишу, несёт завершенный смысл. В то же время от себя не уйдешь; личное настроение, опыт накладывают отпечаток. Хочется, чтобы зритель встрепенулся, эстетически насладился, представил себя мною, прочувствовал, как создавалась увиденная автором красота.

Композиция № 120. 2021, х.м, 75х129

А если я как зритель радостного трепета не испытываю? Абстракционисты, скорее неосознанно, создают бесконечные повторы. Сложно быть оригинальным в абстракции.

Но реалисты тоже могут повторяться. В абстрактных работах натура отсутствует, она придумывается. В этом смысле, абстрактная живопись есть код. Здесь работает такой принцип живописи, как концентрированное, отвлеченное от природной формы, кодовое сочетание.

Шелковый путь. 2018, х.м, золото, 200х150

Мне кажется, абстрактное искусство у нас понимают не до конца, хотя абстракция присутствует во всех областях человеческой деятельности. Люди научились кодировать явления природы, выражать их понимание через коды. В какой-то мере, абстракция есть голая теория алгоритмов - как теорема в геометрии, музыкальные ноты. Расшифровывать, понять коды умеют далеко не все. Для этого нужно определенное образование, опыт.

Вы сказали, что несколько месяцев не берете кисть в руки. Чем объяснятся простой в творчестве?

Бывает момент, когда художник выбирает в каком направлении работать - реалистичном, абстрактном, сюрреалистическом, либо комбинирует направления. Напряженно работающий живописец может встать на ошибочный путь и для достижения цели пойти не туда. У человека, который думает, больше возможности не ошибиться. Художнику необходимо быть в курсе современных течений в искусстве. Мне это знакомо, поэтому сейчас читаю современных авторов. Интересен, например, образ мышления Уилла Гомперца: «Непонятное Искусство. От Моне до Бэнкси». Не думаю, что чтение оказывает прямое воздействие на мою живопись, но в этом что-то есть - обогащаюсь информацией, пополняется визуальный багаж.

Материнство. 2019, х.м, 70х95

Вы один из немногих казахстанских художников - лауреат премии Фонда Нурсултана Назарбаева. На ваш взгляд, какая поддержка изобразительного искусства действующим Президентом была бы оптимальной?

Имя Назарбаева из названия Фонда Президента убрали. Отбор лауреатов в 2015 году делала комиссия из молодых музыкантов, писателей, художников Алматы. Мне тихо выдали сертификат, денежную сумму в тысячу долларов, и всё.

Құрсау. Подчинение силы. 2013, х.м, 80х120

Насчет хорошей поддержки нам надо смотреть в сторону Узбекистана и Кыргызстана. Слышал, учебные заведения для художников там лучше, чем у нас. В первую очередь, нужно создать академию художеств, свободную от театрального отделения. Сегодня в Казахстане много талантливых художников, которым просто негде работать и жить. Нам нужны мастерские и квартиры, страна Советов их предоставляла. Надо открывать новые музеи и арт-пространства, проводить государственные конкурсы, лучшим художникам выдавать солидные премии, пожизненные льготы, стипендии.

Одиночество. 2014, х.м, 78х93

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...