Нуржан Саутбеков: Главное – избегать в картинах банальности
Смена творческих периодов – наиболее характерная особенность Нуржана Саутбекова. Вот и сейчас художник на распутье: в каком направлении продолжать поиск? Сильный реалист, вдруг заявивший о себе в сюрреализме и символизме, ныне отдает предпочтение абстракции. Чем удивит новая выставка живописца – судить нам, зрителям
Нуржан, вы из творческой семьи?
Да. В нашем доме всегда звучали казахские песни, кюи. Я из города Чу, Джамбульская область. Отец домбрист, директор музыкальной школы, учил меня играть на домбре, хотел, чтобы сын стал певцом, но я стеснительный, и голос от природы несильный. Благодаря отцу ходил в три школы: художественную, спортивную и музыкальную по классу гитары. Художественное увлечение передалось мне от старшего брата, он рос у дедушки. Тот выписывал для внука всевозможные журналы, и я ездил к брату как на праздник, восхищался его рисунками, фигурками из пластилина, которые он прятал от меня в холодильнике (улыбается). В те далёкие детские годы во мне зародилась уверенность, что красками могу создавать красивые вещи. После художественной школы и колледжа окончил в 2003 году Академию Жургенова в Алма-Ате. Самые памятные годы - учеба в атмосфере мастерской Кенжебая Дюсенбаева. Он охотно знакомил нас со своей библиотекой, и в студенческие годы я много читал.
Ваш любимый художник?
Из мировых - Герхард Рихтер, Василий Кандинский, до них - Николя де Сталь. Вдохновляли творчески разносторонние, упорно ищущие свой стиль шестидесятники. Нравились некоторые работы Канафьи Тельжанова, из современных - Саян Байгалиев. Сейчас опираюсь только на себя. Раньше был равнодушен к сюрреализму, теперь сам пишу сюрреалистические картины. Даже выставку свою назвал «Фантомы» ради созвучия с работой «Ундины» - о темных женщинах-русалках, пением завлекающих путников в глубины водоемов, только мужчина в образе коня.
У вас за плечами четыре персональные выставки. Вы любите выставлять работы на суд зрителя?
Да, осмелюсь сказать, люблю выставляться. Каждую выставку делаю от души, главное – избегать в картинах банальности. Стараюсь, чтобы работы «выдерживали» любое пространство. Работы на выставках: «На столе» (2011) и «Фантомы» (2015) были еще вразнобой – пейзажи, графика.
Выставка «Опыты» (2016) более цельная, как зрелый художник, я уже осознавал своё взросление. Оставлял только те работы, которые нравятся. Работы без удачного завершения - не добился в абстрактной картине смысловой глубины, не почувствовал наслаждения в процессе, – выкидывал. Думаю, мои работы нравятся зрителю. Не скрою, получать хорошие отзывы приятно.
Каким словом или фразой могли бы описать свои работы?
В связи с тем, как я переживаю творческий процесс, самое подходящее слово - «гедонизм» (дарить наслаждение художественными образами). Хочется верить, что зритель поймет, испытает эстетическое удовольствие от моего искусства. В процессе работы очень нравится состояние вдохновения – чувствуешь его как поток, работаешь увлеченно, легко и быстро. Натюрморт «Поток» писал в потоковом состоянии. В образе хотел передать яркий свет. Отталкиваясь от натуры, усиливал цвет фруктов. Добавлял и утрировал оттенки с целью подчеркнуть цветом значимость света.
Грамотно, качественно выполненные, мне нравятся все жанры. В работе «Падение статуи поэта» в образе чудовищ представлена жестокость. К ней меня подтолкнули события 2006 года - убийство оппозиционеров – А. Сарсенбаева и других. Подобно поэтам, они пали жертвой политического режима. Картина выражает протест против насилия и несправедливости.
На выставке «Опыты» вы исследуете абстракцию. Что ждать зрителю от новой серии работ?
На выставке будут абстрактные картины. Абстракция мне кажется неожиданной своим разнообразием. Всё, что пишу, несёт завершенный смысл. В то же время от себя не уйдешь; личное настроение, опыт накладывают отпечаток. Хочется, чтобы зритель встрепенулся, эстетически насладился, представил себя мною, прочувствовал, как создавалась увиденная автором красота.
А если я как зритель радостного трепета не испытываю? Абстракционисты, скорее неосознанно, создают бесконечные повторы. Сложно быть оригинальным в абстракции.
Но реалисты тоже могут повторяться. В абстрактных работах натура отсутствует, она придумывается. В этом смысле, абстрактная живопись есть код. Здесь работает такой принцип живописи, как концентрированное, отвлеченное от природной формы, кодовое сочетание.
Мне кажется, абстрактное искусство у нас понимают не до конца, хотя абстракция присутствует во всех областях человеческой деятельности. Люди научились кодировать явления природы, выражать их понимание через коды. В какой-то мере, абстракция есть голая теория алгоритмов - как теорема в геометрии, музыкальные ноты. Расшифровывать, понять коды умеют далеко не все. Для этого нужно определенное образование, опыт.
Вы сказали, что несколько месяцев не берете кисть в руки. Чем объяснятся простой в творчестве?
Бывает момент, когда художник выбирает в каком направлении работать - реалистичном, абстрактном, сюрреалистическом, либо комбинирует направления. Напряженно работающий живописец может встать на ошибочный путь и для достижения цели пойти не туда. У человека, который думает, больше возможности не ошибиться. Художнику необходимо быть в курсе современных течений в искусстве. Мне это знакомо, поэтому сейчас читаю современных авторов. Интересен, например, образ мышления Уилла Гомперца: «Непонятное Искусство. От Моне до Бэнкси». Не думаю, что чтение оказывает прямое воздействие на мою живопись, но в этом что-то есть - обогащаюсь информацией, пополняется визуальный багаж.
Вы один из немногих казахстанских художников - лауреат премии Фонда Нурсултана Назарбаева. На ваш взгляд, какая поддержка изобразительного искусства действующим Президентом была бы оптимальной?
Имя Назарбаева из названия Фонда Президента убрали. Отбор лауреатов в 2015 году делала комиссия из молодых музыкантов, писателей, художников Алматы. Мне тихо выдали сертификат, денежную сумму в тысячу долларов, и всё.
Насчет хорошей поддержки нам надо смотреть в сторону Узбекистана и Кыргызстана. Слышал, учебные заведения для художников там лучше, чем у нас. В первую очередь, нужно создать академию художеств, свободную от театрального отделения. Сегодня в Казахстане много талантливых художников, которым просто негде работать и жить. Нам нужны мастерские и квартиры, страна Советов их предоставляла. Надо открывать новые музеи и арт-пространства, проводить государственные конкурсы, лучшим художникам выдавать солидные премии, пожизненные льготы, стипендии.
Спасибо за интервью.
Дина Дуспулова, арт-эксперт