ПРЯМОЙ ЭФИР

Нурлан Мендикулов: Министр культуры ничем не занимается, искусство в упадке

Каков он, современный художник Казахстана? Какие качества ему необходимы, чтобы проложить дорогу к мировой известности? Эти вопросы затрагивает интервью с Нурланом Мендикуловым. Талант нео-традиционного станковиста уверенно завоевывает поклонников за рубежом

Нурлан Мендикулов

 

Нурлан, вы внук известного архитектора Малбагара Мендикулова, стали художником. Что повлияло на ваш выбор?

Мой папа, скульптор в душе, пошел по стопам отца, стал архитектором. У меня была свобода выбора: куда хочешь, туда и поступай, хоть в дворники иди, лишь бы получал удовольствие. От визита в архитектурно-строительную академию (КазГАСА) я восторга не испытал, не мое. Зато, переступив порог Академии Жургенова (КазНАИ), сразу понял: хочу сюда, ничего другого, кроме атмосферы академии с ее запахом красок, не надо. В 2001 году поступил на станковую живопись и отучился с удовольствием.

После академии, 2005, занимался бизнесом в архитектурном дизайне, но тянуло к живописи, и я ушел. Всю жизнь рисую, не было дня, чтобы не рисовал. Часто выезжал на пленэрные работы по Европе - Чехия, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Словакия, был в Америке, Канаде, Турции. Повсюду, несмотря на разную культуру и менталитет, отношение к художнику уважительное. Мои картины выставлялись в нескольких мировых музеях, параллельно занимался продажей работ.

Настройка продаж на Европу и Америку - дело сложное, но мне везло. Среди моих знакомых очень много уехавших за границу. Улетевший, например, в Канаду человек, скучая по Алмате, звонил мне: Нурик, напиши двор, дом, улицу моего детства. Так один за другим шли заказы: сначала соотечественники, за ними друзья моих друзей - европейцы, потом только европейцы. И я полностью отдался живописи. 

Нежность (уголь)

 

Моя акварель на арт-рынке мира пользуется спросом. Очень благодарен преподавателю академии Есмгали Жуманову - поразительный художник, с ним у меня вышла одна из лучших акварельных работ. Помогло повысить уровень и наблюдение за работой известного архитектора и прекрасного акварелиста Владимира Кацева в его мастерской!

В предместьях Парижа (акварель)

 

Как вы относитесь к тому, что художник продает свои картины?

Плохо отношусь. Писать картины для заказчика – это огромные эмоциональные затраты. Поэтому продажами занимается арт-дилер - человек со вкусом, лучше художника знакомый с новыми течениями современного искусства. Он может подсказать, в каком направлении двигаться. Считаю, в каждом высшем учебном арт-заведении - университете, академии, должны учить как продвигать искусство. Казахстанские выставки для меня -  это потусоваться, увидеть знакомых. Выставки за границей – это новые люди, кто откуда: Европа, Азия. И во всем этом купаешься, такой коннект неимоверный, что порой не понимаю, кому продал работу. Художнику арт-дилеры нужны как воздух. Но в Казахстане нет обучения на арт-дилера, мы сами через знакомых или как-то еще пытаемся помочь друг другу.

Каковы, по-вашему, перспективы развития искусства в Казахстане?

Алматы, как Лос-Анджелес, - имеет все перспективы стать глобальным городом. У нас столько национальностей: греки, турки, ингуши, приехавшие по понятным причинам россияне творческие, и так далее. Ну прям страна возможностей, а я живу с ощущением, что в Казахстане на искусство всем наплевать! К моим друзьям творческих профессий, с желанием прийти на помощь, обращаются их сограждане из разных стран. У меня вопрос: почему мне и моим талантливейшим коллегам никто не хочет помочь? Никого не заботит, что художники - лицо государства - по возможности уезжают. Интернет дает выход и перспективу: не поддержало свое государство, поддержит другое. Благодаря интернету процесс выжимания наших художников за рубеж ускорился. Ковид показал, сейчас в онлайне можно купить всё и вся. Для кого интернет – развлечение, а для художника Инстаграм, Фейсбук – это работа показать себя всему миру.

Жанна (тушь, перо)

 

Мое личное мнение: новый министр культуры ничем не занимается, искусство в упадке. Музыканты, художники, режиссеры есть духовное тело государства, его частицы. Печально, что сегодня никому до них нет дела. У меня душа разрывается, как такое возможно? Существует выражение: художник должен быть голодным. Ерунда. Я не люблю советское время, но всё работало - хочешь не хочешь, пиши заказ. Государство обеспечивало мастерскими тех, кто доказывал высокий уровень своими работами на выставках. Современный художник должен, как прежде в стране Советов, получать средства через систему госзаказов, и не переживать о том, чем кормить семью. Всё у него должно быть первоклассным - дорогие краски, качественные холсты, кисти, иначе Казахстан рискует остаться безликим.

В связи с тем, что художники покидают страну, у казахстанского искусства есть свое лицо за рубежом?

(вздыхает) Самая большая проблема у художников, в том числе моя - не быть ни на кого похожим, найти себя. Большинство художников ничего нового не привносят, всё это уже было. Никто не хочет в этом признаваться, задевает самолюбие. Очень неприятно слышать: кого-то вы мне напоминаете, а, вспомнил… По поводу самокритики: некоторые художники ее не любят - я самый лучший! Если ты лучший, значит, достиг потолка. А я расту, такова наша работа - двигаться дальше. 

Арабские птицы №4
Арабские птицы №12
Арабские птицы №13

 

Кто из художников оказал на ваше творчество влияние?

Я рано начал замечать за собой способность повышать свой уровень во время визитов в мастерские художников. Хватает доли секунды увидеть работу, и тебя захватывает так, что летаешь. Через месяц или год приходит осознание, как сильно на меня повлиял сам человек. А ведь я просто сидел и молча смотрел, кто как работает, - впитывал.

В академии наша группа считалась мастерской декана К.И. Кыстаубаева. Нам крупно повезло, из-за деканских обязанностей мы его нечасто видели, зато нас учил весь преподавательский состав ЖИС факультета, даже скульпторы. Их много, кто повлиял на меня в студенческие годы. Среди корифеев Алиев, Тельжанов, Жуманов, Сыдыханов, Кайрамбаев. А ещё Малик Муканов, супруги Бапановы, Талгат  Тлеужанов, Арнур Карымсак, любимый преподаватель по рисунку Алла Астахова. Всем низкий поклон, я получил базу, «урвал» академизм, какого сейчас не дают. Благодарен Марату Кумекову и всем сокурсникам - очень сильные ребята, особенно близкий друг Павел Кухтин. Его, наверное, Бог поцеловал и дал благословение быть художником.

Какие направления в живописи вас вдохновляют?

Отношу себя больше к импрессионизму, не могу долго сидеть над работой. И не потому, что нет усидчивости. В один из дней я допоздна работал в мастерской, и зашел Тельжанов. Обожаю такие моменты в жизни! Он сказал: на каждом эскизе ты себя теряешь. Как чувствуешь, так и выплескивай эмоции, эскизы не нужны. С той поры сделаю примерный графический набросок, расставлю фигуры, в голове уже примерная цветовая гамма, и начинаю писать импрессионизм как он есть. Станковая графика, которую очень люблю, успокаивает нервы. Это лучший антистресс: если есть проблемы, штрихуйте, создавайте, и они уходят.

Вожак (карандаш)

 

В какой технике предпочитаете работать?

Всё по настроению. Как понять - пишу только маслом? Или: не умею рисовать пастелью? У меня потребность доказать самому себе, что могу рисовать всеми материалами, какие только есть, хоть кирпичом на стене, без разницы. Ты же учился, после академии столько времени прошло. Попробуй, начни работать в любой технике, или не называй себя художником. Меня иногда раздражает, когда слышу: я портретист, или: я маринист. Такого не должно быть, - ты художник и должен писать всё, это твоя профессия.

Старый скиф (смешанная техника)

 

Самая необычная картина, которую вы когда-либо рисовали?

Таких работ не одна, самые необычные – это портреты, которые я делал на заказ. Не люблю делать коммерческие работы. Когда говорят: нарисуй меня, пропадает интерес, меня это очень сильно ломает. Думаю, как сделать, чтобы работа получилась некоммерческой. Портретный жанр - один из сложнейших. Нужно не просто скопировать, но понять суть человека, уловить настроение, особенно в глазах. Что в них - радость, печаль, пустота? Когда «вытащил» чувство, работа, считай, удалась.

Портрет ювелира (смешанная техника)

 

У вас есть любимые работы?

Любимую работу - графику, посвященную Венеции, подарил вчера дорогому человеку. Обожаю этот старинный город с его кирпичной кладкой. Рисовал по ощущениям, настолько теплым, что они буквально несли туда. Формат работы небольшой, я перестал гнаться за размером с тех пор, как в галереях мира насмотрелся эскизных работ известных мастеров: они невелики, но им и не надо, это шедевры. Мне нет разницы, какого размера работа. Каждая, как новый день в жизни, несет в себе свою историю, воспоминания, поток эмоций. В работах передаю красоту, просто несу прекрасное. 

Воспоминание о Венеции (тушевая ручка)

 

Однажды вы сказали: моя цель - писать картины, развиваясь в сторону 3D визуализации.

Почему считаете, что за ней будущее в художественном творчестве?

За всем, что касается технологий – будущее. Сейчас через интернет все заказывают приложения, например, видеоигру. Задача ее создателей – придумать и вдохнуть жизнь в персонаж, который будет жить в виртуальной реальности с ее спецэффектами. Это очень интересная и сложная работа, включающая художественную часть. В командной работе с 3D скульптором я в эскизе разрабатываю персонажи. В процессе нашей совместной доработки они обретают свою 3D виртуальную душу. В Казахстане много молодежи, которая хочет этим заниматься. Я стремлюсь к тому, чтобы это делали не только ребята из других стран, а именно казахи, нашедшие друг друга в проекте. Главное, чтобы продукт получился качественный.

Ваши советы начинающему художнику?

Где-то прочитал: печально заниматься нелюбимым делом, занимайтесь любимым делом. Далеко не у всех хватает не то чтобы желания, но терпения идти к этому. Художник должен каждодневно хотя бы час времени уделять работам. Даже если ради заработка занимаешься нелюбимым делом, не оставляй мечту, поработай - пусть ночь, и ты сильно устал. Если действительно любишь, будешь уделять время.

Я пришел к живописи благодаря постоянной работе, но иногда мне неохота рисовать, все убираю, и смотрю фильмы, работаю за компьютером, может, это неправильно. У других художников нет такого: не хочу работать, для них это жизнь. Всем молодым художникам совет: коли пришел в данную сферу искусства, постоянно работай над культурой штриха, делай копии работ, что угодно, но работай. Как у спортсмена, если долго не тренироваться, настроиться на работу очень трудно. Осознанно переживаю момент, когда стараюсь себя заставить: начинаю, и процесс захватывает. Вообще не писать для меня - страшный сон.

И ещё, я всегда вел очень насыщенную жизнь среди художников, запросто, гостем ходил в мастерские, и попадал в атмосферу свободы, перемешанную с запахом красок и сигарет. Там все можно, нет запретов, и воображение улетает в космос (смеется). Каждый сам создаёт себе 15-30-40 квадратов пространства свободы. Даже вне мастерской, человек искусства может создать его: просто делай то, что душа просит, и обязательно получишь отклик людей.

Начинающего могут одолевать сомнения, когда иной художник старшего поколения не дает дорогу: я самый лучший, а ты кто такой? Верь только в себя, никого не слушай, только свое сердце. А если слушаешь, анализируй и выбирай лучшее. Главное, делай с душой. Не получится раз, другой, но настанет момент, когда всё пойдет хорошо. Искусство на то оно и искусство, что ты должен доставать свои чувства и с любовью выкладывать их большим энергетическим потоком в живописи, музыке, кино. Если человек знает и верит в себя, будет ему счастье. Всем этого желаю.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...