ПРЯМОЙ ЭФИР

Мария Сороковская: Акварель – моя свобода

Неброскую акварельную палитру Марии Сороковской отличает вдумчивость и тонкий психологизм образов. Наполненные воздухом, светом романтичные работы повествуют о месте и роли женщины в обществе. Последние пять лет талантливая молодая художница завоевывает уверенные позиции в акварельном мире Казахстана

Мария Сороковская

Мария, вы вернулись с интересного арт-события. Какие горизонты открылись для вас как художника?

Семь дней симпозиума в таёжной глуши, 200 километров от Томска, были потрясающие! Никогда не видела столько леса - как наша бескрайняя степь, без конца и края! Спонсор Александр Австриевских - крупный бизнесмен, основатель российской компании Артлайф. Нас было 14 художников от фонда «Тан-Шолпан». Думали, едем писать пейзажи на пленэре, но кромешная вода с неба заперла в стенах. Четыре дня подряд сыро, прохладно, лишь под конец погода осчастливила солнцем. На новом витке усиленно работал мозг, и я с особым восторгом писала солнце там, где его нет, - получились довольно интересные вещи (смеется). Анализируя прежние работы, поняла: в пейзажах везде пишу свет, не могу без него, – мне нужен свет!

Осенний этюд. 2020. Бумага/акварель, 76×56

Кто впервые обнаружил ваш талант к рисованию?

Это мамина мечта, через меня она воплотила свою любовь к рисованию. Я была не против, с 9 лет прошла полное художественное обучение - школа, колледж, факультет дизайна одежды в академии Жургенова, 1999-2004. Мой преподаватель, Муслим Садыкович Жумагалиев, вел не только дизайн одежды. Он дал больше, чем преподавание; в трудной ситуации оказал мне и напарнице колоссальную поддержку: курировал нас полтора месяца до самой защиты дипломной работы. И это в период, когда ему самому «помогли» уйти из академии. Такое отношение к судьбе студентов незабываемо.

Предчувствие. 2020. Бумага/акварель, 80×60

Как началась ваша история с акварелью?

В годы учёбы преподаватели не раз обращали на меня внимание: о, какая у тебя акварель! Но раскрывать себя я начала поздно. Погруженная в материнство, практически не писала. И однажды почувствовала, быт засасывает - я только мама, жена, повариха, медик. Как художника меня почти не осталось. Решила уделять себе хотя бы по 20 минут в день. Из-за маленьких детей писала акварелью, главное, быстро. По первости на всех портретах были дети, их у меня трое - два сына и дочка; старшему сейчас 15, младшему 7 лет.

Интересно, единороги существуют? 2019. Бумага/акварель, 76×56

Благодаря интернету, соц сетям развивала насмотренность. В студенчестве мне нравились Анри Тулуз-Лотрек и Винсент Ван Гог. Сейчас, в основном акварелисты. Покоряет мастерство: боже, каких высот добиваются люди в Китае, Индии, России, используя этот материал! Восхищаюсь техникой китайского художника Лью И. На работах Ильи Ибряева, Анны Ивановой училась играть светом в акварели. Погрузившись, пробовала добиться такого же эффекта. К свободному письму пришла в 2017, через два года начала выставляться.

Полотно жизни 1. 2022. Бумага/акварель. 76×110

Несмотря на 13-летний перерыв, сегодня вы коммерчески успешный художник?

Сказать, что работы продаются как горячие пирожки, не могу. Стабильный заработок пришёл с преподаванием: последние полгода готовила детей к поступлению в колледж. Сильно упрашивали родители, наслышанные от тех, кто побывал на моих трёхдневных арт-тренингах в 2011 – 2013 годах. Убеждённые, что им не дано рисовать, люди удивлялись: неужели могу?! Продолжения такой практики рисования с нетерпением ждёт и моя мама.

Вечерний чай. Бумага/акварель. 54×45, 2020

Заказы поступают довольно часто. Клиент задает путь, движение; внутри этих рамок пытаюсь творить свободно. Бывают и акрил, и масло, но чаще меня находят те, кто уже готов к акварели. К сожалению, акварельный интерес в Казахстане не силён. В работе с публикой приходится рассказывать, насколько это сложная, несравнимая с маслом или акрилом, техника. Акварель - высший пилотаж: если уж взялся, обязан сделать, а не получилось, пиши заново.

Что вас радует больше - результат или процесс творчества?

Разорвать их не могу, оба состояния важны. Приступаю к работе, когда хочу воплотить мысль, которую держу в голове как желаемый результат. Акварель - моя свобода, в ней столько непокорности, неожиданности, внезапности. Иногда знаешь, что получится, и ты контролируешь процесс. А бывает, отпускаешь контроль, и получаются совершенно неожиданные вещи, это такое удовольствие! Для завершения работы мне обязательно должно нравиться, даже если результат не совпадает с тем, что задумала вначале. Процесс порой захватывает настолько, что забываю кормить своё семейство (смеется).

Другие миры. 2022. Бумага/акварель, 80×60

Помимо рисования есть другие увлечения?

О да, это психология, она давно со мной. С рождением детей осознала: прежний людской опыт взаимодействия с детьми для нового поколения не работает. Сыну было около 4 лет, когда я прошла курс детского психолога, получение корочки для себя казалось необязательным. Однако люди всё больше продолжают обращаться ко мне за советом, как грамотно выстраивать отношения с детьми. Значит, время пришло, сейчас обучаюсь, чтобы консультировать профессионально.

Ваш любимый жанр?

Нравится писать портреты, однако сказать, что это любимый жанр, сложно. Заказов на портрет достаточно, но каждый раз, когда пишу, будто энергетическая обработка информации происходит - состояние на грани болезни (вздыхает). Такая история только с портретом: ломка в теле, и в конце концов получается. В интересах заказчиков портреты в соц сетях не выкладываю.

Два полюса/Автопортрет. 2019. Бумага/акварель, 76×56

Люблю пейзажи, пропуская через призму своего восприятия, добавляю что-то зажигающее меня.

Золото осени. 2022. Бумага/акварель, 56×76

Ещё люблю «говорящие» работы со смыслом. Называю их так потому, что это не только образ, которым восхищаешься, наслаждаясь светом, цветом, формой, а картина, заставляющая размышлять. Не могу сказать, что я из тех, кто ни дня без кисти, просто, когда не могу молчать - это способ говорить. В зависимости от сюжета, темы всегда разные, например: «Два солнца», «Полотно жизни». Говорящие картины могут появиться за 2-3 дня, но им предшествует долгая внутренняя работа. Так произошло с «Рождением»: я отреагировала на мнение одного человека о том, что женщине нельзя ни в коем случае растворяться в мужчине. Оба - неповторимые личности, их прорастание друг в друге ведёт к краху индивидуальности и отношений. С этим я не согласна: в длительных отношениях пары прорастание друг в друге происходит неизбежно. Тут важно родиться в новом качестве, - моя картина про это.

Рождение. 2021. Бумага/акварель, 76х110

Работа «Рождение» вошла в список 100 лучших акварелей «Международного альянса мастеров акварели» (IMWA). Как вам участие во 2-й Универсальной выставке акварели?

Это была онлайн выставка в пандемический 2020-й год. Если честно, особого значения придавать не стала, я же не прошла в финал. Мои коллеги удивлялись: ты вообще осознаешь масштаб? Ты в сотне из полторы тысячи участников! Только тогда осознала, что это успех, важность до меня донесли (смеется).

Переход. 2020. Бумага/акварель, 54×78.

Как часто вы участвуете в выставках, особенно зарубежных?

Было время, когда старалась участвовать чаще, сейчас предпочтение отдаю местным выставкам. Возможно потому, что европейские выставки проходят онлайн. Там нет ощущения присутствия, а здесь есть: ты встречаешься, общаешься с людьми, тебе задают вопросы. Среда, конечно, влияет, не то что сидишь наедине с собой, закрывшись в мастерской. Не могу сказать, что много путешествую, из ближнего зарубежья, кроме России, была в Грузии, Киргизии. Во время поездок происходит обогащение, напитываешься колоритом, видишь мир совсем другим, например, глазами грузинских художников.

Вкус страсти. 2022. Бумага/акварель, 60х80 

Мы живем в цифровую эпоху. Что вам дают соцсети: поддержку, ресурс?

В какой-то момент я начала замечать, что соц сети это – огромная дыра, в которую утекает время - ценнейший ресурс. Чтобы не терять, начала себя осознанно оттуда вытаскивать, дозировать свое пребывание. В подписках у меня процентов девяносто - художники, паблики о современном искусстве. Конечно, это мой ресурс: не покидая Алматы, смотрю, как работают другие акварелисты. В то же время вижу, как подписанные на меня люди из Индии, России наблюдают за моими работами. Через взаимообмен происходит обогащение.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...