ПРЯМОЙ ЭФИР

Иван Стадничук – художник-экспериментатор

Накануне Нового 2023 года, 2-25 декабря, тихо, незаметно в малом зале музея Кастеева завершилась выставка под загадочным названием «Репин рядом» замечательного казахстанского живописца Ивана Стадничука. Искусствовед Мария Жумагулова проливает свет на связь творчества Стадничука с именем Ильи Репина

Иван Стадничук. Автопортрет

 

Мария, почему выставка Стадничука получила название «Репин рядом»?

Стадничук - единственный казахстанский живописец, которому повезло соприкоснуться сначала в Узбекистане, затем в Ленинграде с творчеством живых художников Серебряного века – создателей русского искусства рубежа веков и первых десятилетий 20 века. Это время сосуществования противоположных художественных направлений - реализма и модерна. Первое место среди реалистов принадлежит Илье Ефимовичу Репину. Большую роль в развитии живописи Серебряного века сыграли творческие объединения - «Мир искусства», «Голубая роза», «Ослиный хвост», «Бубновый валет». Результат эволюции искусства Серебряного века – широкая, свободная живописная манера. Её-то и унаследовал Иван Стадничук. Неординарный, самобытный, он остался верен этому наследию и развивал его собственными находками во всех жанрах и техниках живописи.

"Молодая"

 

Художники в рамках социалистического реализма советской системы были заложниками заданной темы с прославлением индустриализации и ударного труда. Не замкнувшись в собственной скорлупе, блестящий акварелист Стадничук открывает в 1967 г. при Союзе художников творческую акварельную студию «Пятница». Цель - способствовать широкому распространению в Алма-Ате художественной культуры.

"Артист"

 

Студийцы - художники, актеры, режиссеры, инженеры, литераторы – собирались по пятницам в его мастерской. Я долгое время посещала студию вплоть до ее закрытия в 2021 г. На 90-летний юбилей Хакимжана Наурызбаева организовала пленэр на родине скульптора в Костанайской области.

"В горах"

 

После смерти Стадничука в 2000 г. его ученики - художники Максим Швецов, затем Эдуард Исаев, продолжили вести занятия. Студия «Пятница» проработала 54 года.

Куда смотрели кураторы музея Кастеева, выставляя работы крупнейшего казахстанского художника в малом зале?

Первостепенная задача музея - научно-исследовательская работа. Среди старшего поколения у нас много талантливых, до сих пор неизвестных художников, которые писали в стол как Иван Стадничук. Задача искусствоведов-исследователей - заняться их наследием. Однако, в погоне за арендной платой от художников, в музее Кастеева на переднем плане сегодня - выставочная деятельность. Вероятно, детям художника аренда большого зала не по карману, не первый раз Стадничука выставляют в малом зале. На вернисаже я публично высказала претензию музейным работникам: по числу экспонатов трудно судить о разноплановом почерке живописца. В 2013 г. была возможность широко показать его творчество, но музей соединил в одном зале экспозиции совершенно не созвучных друг с другом Ивана Стадничука и народного художника Казахской ССР Леонида Леонтьева по причине совпадения их 100-летней годовщины.

Расскажите то, что считаете нужным из биографии Ивана Стадничука.

Иван Яковлевич Стадничук, 1913-2000 гг., родился в Украине в простой семье. С 6 лет рисовал, мечтая попасть в Индию, убегал из дому. В 1935 г. молодой Стадничук приезжает в Самарканд. Туда в годы сталинизма был сослан цвет российского авангарда. В 1940 г., после окончания Ташкентского художественного училища, где преподавали великолепные художники, среди которых известный Николай Волков, он поступает в ленинградскую Академию художеств им. Репина. В Великую Отечественную ушел на фронт, воевал до победы, был ранен, награжден Орденом Красного Знамени, медалями. После войны Стадничук возвращается в 1945 г. в Ленинград для завершения учебы.

"Дама с ожерельем"

 

В 1952 г. с женой, искусствоведом Еленой Борисовной Вандровской, приезжает в Казахстан. Оба выпускники академии им. Репина, они жили и работали в Алма-Ате. Плодовитый художник активно участвовал в конкурсах и выставках союзного, республиканского и городского значения, но официального признания не получил. 

"Натюрморт"

 

Вы согласны с мнением, что великие художники часто остаются непонятыми современниками?

 

Собственно говоря, это произошло с Иваном Яковлевичем Стадничуком. Он принадлежит к плеяде живописцев, занимающих особое место в изобразительном искусстве Казахстана. После его смерти прошло 22 года, но значительный вклад художника в развитие изобразительного искусства Казахстана до сих пор не раскрыт. Пришло время исследовать его огромное наследие, исчисляемое тысячами работ! Искусство живописца, в сущности, экспериментальное. Эксперимент у него не ради эксперимента, каждая картина - посыл, месседж, имеющий логическую завершенность, целостность. 

"В Дрезденской галерее"

 

Не вмещаясь в рамки социалистического реализма, Стадничук во многом опережал свое время. Его современники, скованные традициями соцреализма, не приняли его новаций. Многих шокировало, что портреты он пишет фрагментарно, обобщенно, тем не менее, образ узнаваем. Как он этого добивался, удивительно! Нарушая каноны академической школы, художник ставил разные задачи, творчески преобразуя окружающую действительность. В основе многих работ - реальный факт, превращенный в метафору. В большой картине «Конь и красногвардеец» эпизод из жизни ветерана гражданской войны 1917 года послужил созданию образа мифического коня, спасающего жизнь попавшему в беду, обессиленному человеку.

"Конь и красногвардеец"

 

Мария, вы одна из немногих казахстанских искусствоведов, выпускниц Академии художеств имени Репина. Почему выбрали профессию искусствоведа? 

Мария Жумагулова, искусствовед

 

Родилась я через шесть лет после Второй мировой войны. Родители неграмотные, оба росли сиротами. С детства активная, любознательная много читала, любила публиковаться в газетах «Пионерская правда» и «Пионерская зорька». Об искусстве не помышляла, учиться в академии Репина мне, провинциалке из Актюбинска, казалось чудом. Выучиться на учителя - верх мечтаний, но три встречи изменили мой жизненный путь. В педучилище непрофильный предмет изобразительного искусства преподавали ссыльный художник-график из Украины С.В. Кукуруза и А.Ж. Утегенов, его ученик. На последнем курсе изучала историю искусства в кружке искусствоведения. Наша учительница, большая энтузиастка из семьи репрессированных ленинградцев, располагала большой литературой по искусству, и я читала эти книги. Из сорока записавшихся в кружок к концу нас осталось семеро. Пятеро поехали в Ленинград поступать в академию Репина. И … невероятная удача - прошла я одна!

К сожалению, по окончании вуза в 1976 г. долго не могла найти приложения своим знаниям искусствоведа. В Аркалыке и Актюбинске пришлось заниматься историей и краеведением. С 23 лет работала директором Тургайского областного историко-краеведческого музея, затем в Актюбинском краеведческом музее. Лишь в 1987 г, когда в Актюбинске открылся филиал алматинской Дирекции художественных выставок, я вернулась в профессию искусствоведа. В наш выставочный зал привозили экспозиции из Ленинграда, Алма-Аты и даже из нукусского собрания И. Савицкого. Пропагандируя искусство местных художников, сотрудничала с областным телевидением, радио, газетами. В качестве лектора всесоюзного общества «Знание» в течение 40 лет ездила по воинским частям, тюрьмам. Обо мне даже плакат выпустили как о лучшем лекторе. В 2000 г. из Актобе переехала в южную столицу.

Расскажите о своей работе с первым коллекционером казахстанского искусства Юрием Кошкиным. Как формировалось его собрание?

В советское время Юрий Алексеевич Кошкин собрал большую коллекцию. Когда его осудили за махинации и хищение социалистической собственности, собрание перешло в пользу государства. После отбывания 14 лет тюремного срока, у Кошкина появилась возможность легально заняться коммерческой деятельностью. Он открыл ТОО, собрал еще более крупную коллекцию, создал музей «Умай». Директором частного музея Кошкина я стала в 2003 г. После собеседования со мной он сразу уехал, торопился в Москву, куда переехал вместе с основной частью собрания. В его музее оставалась малая толика.

В сумбурные, тяжелые 90-е люди выживали. Напрочь забыв об искусстве, продавали картины за бесценок, и даже просто выбрасывали. Надо отдать должное коммерческому чутью Кошкина. Он понял: надо использовать время, когда работы валяются на свалке. Много произведений приобрел даром, собирая от икон древнерусского искусства до ценных рукописей наших писателей. 

"Писатель"

 

После Кошкина, на музейной территории «Умай» имени Ж. Шарденова сменялись владельцы. Последний то ли раздал, то ли продал картины, концов коллекции не найти. В годы становления коммерческой деятельности, арт-бизнес в стране носил полукриминальный характер дикого, нецивилизованного рынка. Со временем арт-рынок стал открытым, но продолжает оставаться локальным. Остро стоит проблема дефицита потребителей и искусствоведов, арт-менеджеров практически нет, изобразительное искусство в народе непопулярно. Лишь очень предприимчивые люди знают, как Кошкин, на чем можно заработать.

Почему нашим коллекционерам стоит обратить внимание на искусство Ивана Стадничука?

То, что шокировало многих при жизни Ивана Яковлевича, в наши дни близко и понятно. Сегодня его работы современны. 

"На пляже"

 

В Казахстане украинец Стадничук получил больше возможностей экспериментировать в области цвета. Казахи прирожденные колористы, о видении цвета на генетическом уровне прекрасно сказал Шаймардан Сариев: «я смешиваю краски по-казахски!» Раньше эстетическое представление о цвете проявлялось в народном декоративно-прикладном творчестве, сейчас оно вырвалось у наших художников на свободу. С конца 90-х - начала нулевых, освободившись от пут соцреализма и обратившись к национальным истокам, они делали первые шаги в экспериментальном плане, либо под влиянием западного контемпорари-арта полностью переходили на эксперимент. 

В последние годы наблюдается активизация творческой жизни: появилась много новых имен, соревновательность. Среднее и молодое поколение художников в своих поисках двигается вперед. Благодаря интернету у молодых обострилось восприятие, вырос уровень образованности, посвященности в мировые события. Показателен дерзкий, современный почерк Алмаса Нургожаева, остро реагирующего на актуальные общественные темы. В работах молодых сквозит работа мысли, обращение к болевым точкам социума - то, чего не было у старшего поколения.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...