ПРЯМОЙ ЭФИР

Главное в жизни – познать себя через искусство

В Алматы в рамках первого в Казахстане фестиваля пастели проходит выставка пастельной живописи «Жанасу». Знаковое событие демонстрирует, что Казахстан не отстает от мировых тенденций в современном изобразительном искусстве. Вместе с почётным российским гостем Владиславом Татариновым инициаторы первого сообщества пастелистов две Светланы, Какоткина и Кушкова, сообщают подробности

Светлана Какоткина

Мне нравится слово «Жанасу» - новая волна, новое течение, - звучит как новый воздух, новое веяние. Такого же не было, в Казахстане мало кто работает пастелью. Пять лет назад, когда я только пришла в пастель, у меня была не та бумага, не те мелки. Пока разобралась, как это работает, поняла, что пастель бывает масляной и сухой, а по качеству плохой и хорошей. 

С. Какоткина. Кимасар летом. 80х80

Как создатель казахстанского пастельного сообщества, вы популяризируете материал пастели. Что это дает художникам? 

Инициатор идеи создания пастельного общества – Светлана Кушкова. Толчком к созданию группы послужила ее победа – гран при в международном онлайн конкурсе пастелистов, Москва. Вокруг нее стали собираться единомышленники. Когда я примкнула к ним два года назад, в группе было пять человек. Я решила поднять статус сообщества на новый уровень, сейчас нас около 30 художников со всего Казахстана, работаем в технике сухой пастели.

С. Кушкова. Медуза. 32х24

 

Очень рада, что к нам присоединилась Айгуль Хакимжанова, прекрасный художник с большим опытом преподавания в колледже Жургенова. Познакомились на выставке, она выставляла только масло, потому что казахстанские художники не воспринимают пастель как серьезный материал. Ей казалось, что пастелью работает она одна, а тут мы, - Айгуль обрадовалась, что в нашем сообществе ходим на пленэры, собираемся, общаемся. Мы хотим расти, чтобы о нас знали, обратили на наши выставки внимание.

А. Хакимжанова. За гранью тайн. 75х55

 

Фестиваль мы готовы устраивать ежегодно, нынешний праздник пастели первый. В выставке «Жанасу» участвуют 12 художников из Алматы и Актау, а также российские пастелисты из города Коломна - Владислав Татаринов и Юлия Чугуевская. Владислав входит в круг мастеров-пастелистов Международyной Ассоциации Пастельных Сообществ (IAPS). В рамках обмена опытом он провёл 2 пленэра и 3 мастер-класса. Мы так рады учиться у мастера мирового класса!

Владислав Татаринов

С технической точки зрения пастель занимает промежуточное место между живописью и рисунком карандашом. Всё зависит от индивидуального подхода художника, у меня, например, пастель живописная, мне важен цвет, тон и живописная поверхность, а для пастелиста-графика Сергея Бакина (Россия) способом экспрессивного выражения является линия и пятно. И спор между искусствоведами: пастель – живопись или графика? - напоминает спор лилипутов из «Приключений Гулливера» Дж. Свифта: с какой стороны правильно разбивать яйцо?

А. Хакимжанова. «Керқұла атты Кендебай» (илл. к казахской сказке). 60х50

Что отличает ваш стиль, есть ли новые способы работы с пастелью?

В работе на абразивных грунтах я стараюсь максимально раскрыть изобразительные возможности пастели. Мой ориентир – в создании мерцающего света, когда один слой светится сквозь другой. Меня всегда поражало, какими нежно-телесными кажутся плечи «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, хотя штрихи там совершенно других цветов. Такой мерцающий, тончайший цвет кожи создается многослойностью, благодаря которой пастель передает фактуру любого материала. Всё в мире, даже твёрдая материя, создано из мельчайших частиц света и, отражая этот свет, пастель по живописному богатству превосходит даже масляную живопись. 

В. Татаринов. Апрель у стен Св. Софии. 60х80

Поэтому вы выбрали пастель?

В юности я писал маслом, но мне повезло. В моем родном городе Коломна жили два художника, прекрасно владевшие материалом: народный художник РФ Михаил Абакумов и великолепный живописец Евгений Гринин, писавший масштабные картины на наждачной бумаге. Примеры старших товарищей вдохновили настолько, что моя поначалу безотчетная тяга к пастели перешла в сознательную любовь. 

В. Татаринов. Бухта Антальи. 40х50

В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался другим техникам. С чем связана популярность пастели в наши дни?

Действительно, в советские годы больших мастеров пастели было мало, не то что до начала ХХ века - Серебрякова, Кустодиев, Пастернак, другие. Во времена соцреализма упор делался на масштабные тематические картины, художники писали многофигурные композиции, а пастель - более камерная техника, являлась вторичным материалом. Большие старые художники (Грицай, Либеров) работы почти не выставляли, писали в стол для души. К тому же, хороших отечественных материалов не было. Что греха таить, пастель Подольской фабрики была твердой, с малым количеством пигмента. 

В. Татаринов. Питерский дождь. 35х45

В настоящее время пастель серьёзно развивается в США, Европе, сейчас в мире много пастельных сообществ. Большой толчок люди получили во время печального 2020 года, многие художники-любители увлеклись пастелью. И на пастельном рынке среди производителей началась конкуренция. Качество пастели становилось все лучше и лучше, появились новые сорта бумаги, пастельные грунты. С Запада в Россию стала поступать качественная продукция. Подтянулись и российские производители, сегодня отечественная пастель высочайшего мирового класса. Если масляная живопись, как ее изобрёл Ван Эйк в 15 веке, не менялась по сути, то в пастели, как и в акварели, постоянно происходит что-то новое, эти техники бурно развиваются. 

А. Фидирко. Зима. Суздаль. Спасо-Ефимиев монастырь. 30х38

На этом фоне пастельная выставка «Жанасу» – знаковое событие в Казахстане. Ваши впечатления?

Во-первых, я очень рад за новое сообщество казахстанских коллег, для художников это большой шаг вперёд. Центральный выставочный зал от музея Кастеева - прекрасный, светлый, и что важно для пастели - без окон, картины не бликуют. Мы с женой Юлей Чугуевской очень рады поучаствовать. Выставка интересная, разнохарактерная, представляющая срез художников, работающих в этом материале. Тон экспозиции задают, конечно, работы Айгуль Хакимжановой - выдающегося мастера пастели, чье имя безусловно войдет в историю искусства республики. Очень важно, когда большой художник верит в коллег и своим авторитетом поднимает уровень выставки. 

А. Хакимжанова. Мать-волчица. 75х55

Со своей стороны, считаю долгом поддержать казахстанских художников, люблю делиться опытом. Такие события не проходят бесследно, и ряды сообщества быстро пополнятся. Казахстан и Россия не должны терять культурные связи, популяризация материала пастели важна. По себе знаю, как нелегко доносить людям не бояться пробовать новый подход, новые материалы. Устал объяснять, что пастель не осыпается, не выцветает; достаточно посмотреть картину «Шоколадница» Лиотара - на ней нет кракелюра (сетки трещин), за 300 лет она как новая (смеется).  Желаю коллегам регулярных выставлений и новых задач. 

Расскажите о своих победах на мировой сцене.

Представляя Россию, регулярно участвую в конкурсах Международyной Ассоциации Пастельных Сообществ (IAPS), объединяющей общества художников-пастелистов всего мира. Вхожу в круг мастеров-пастелистов IAPS(около 100 побеждавших художников); есть золотая медаль в основном конкурсе IAPS; приз в очной выставке в Чикаго. Как художнику мне интересно, престижно, но художественный конкурс - не футбольный матч, кто сколько мячей забил. Всегда отдаю себе отчет в субъективности судейства. Главное в жизни - познать себя через искусство, и пастель - один из прекрасных материалов, позволяющих это сделать.

В. Татаринов Стамбул. Египетский базар. 60х80

 

Когда казахстанский союз пастелистов разрастётся, что это даст художникам в плане международной коммуникации? 

Для того, чтобы участвовать в конкурсах IAPS, ты должен быть членом одного из признанных ею сообществ. Среди казахстанских художников есть члены Национального союза пастелистов России. Желаю скорее учредить организацию официально и представлять уже не Россию, а Казахстан наравне с другими странами, что продвинет республику на мировую арену. 

С. Какоткина. Осень в горах. 45х55

Во-вторых, это возможность участия в выставках, конкурсах. Национальный пастельный союз России – место, где друг друга поддерживают, понимают, подсказывают. С другими, как с коллегой, не поговоришь, у нас столько общих интересов, ощущение, что ты не один такой сумасшедший, весь в пастельной пыли и с грязными руками (смеется).

 Светлана Кушкова 

Неизвестно почему в Казахстане художники пастель почти забыли, забросили. Её больше ценят в Европе. Как только Россия стала выпускать мелки, началось возрождение интереса к пастели. Качество материала подстраивается под нужды художников, по желанию можно быть и графиком, и живописцем. 

Интересный штрих к вашей творческой биографии: вы художник-самоучка, начали писать в ковид. Расскажите историю как раскрылся ваш художественный талант. 

Рисовала я всегда, оба моих родителя инженеры, чертили и на работе, и дома, поэтому карандаш у меня с пелёнок в руках (смеется). По образованию я менеджер по туризму, училась в Алматинском государственном университете на факультете международный туризм. До рождения детей работала в авиакомпании Чешские авиалинии - летала, сопровождала, организовывала туры. А как потеряла родителей, чтобы не горевать, стала рисовать, творчество для меня из разряда медитации. Однажды, прямо в день рождения мне позвонили и пригласили на мастер-класс по маслу. Сходила, порисовала, потом попробовала пастель, и влюбилась сразу. Пастель осваивала сама, дома по интернету. Сначала я была одна, понемногу стали присоединяться люди, и к 2019 году собралась группа из пяти человек. Сегодня нас немало, юридически мы еще не зарегистрированы. Хотим, как пастельный союз в России, существовать на членские взносы, но готовы ли художники платить взносы - вопрос.

С. Кушкова. Невозвратное. 60х50

Дом на Шевченко-Байзакова все рисуют с фронтона, а я зашла в подъезд, и картина получилась как лучик надежды: может, еще не снесут, но дом все-таки снесли. Люблю рисовать старые наши дворики. Там особый, старый бабушкин-дедушкин уют, вещи на балконе висят. На пленэрах в выходные мы ходим в походы по горам (Тургеньский водопад, Чарынский каньон, река Чарын), ездим в туры по окрестностям Алматы.

На выставке. Триптих С. Кушковой

 

Спасибо всем за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка новостей...