ПРЯМОЙ ЭФИР

Даурен Бекназаров: Мое творчество - постоянный поиск нового

На групповых выставках работы Дауренбека Бекназарова неизменно притягивают публику. Чем берёт его полиморфный супрематизм, нелёгкий для привычного к реализму восприятия? - загадка. Пора и вам представить 36-летнего алматинского абстракциониста и его авангардное искусство

Даурен Бекназаров

Дауренбек, что для вас творчество?

Мое творчество - постоянный поиск нового. Как современный художник, не могу стоять на месте: завершив очередную работу, хочется придумать что-то лучшее. Когда работаю творчески, душа отдыхает, испытываю вдохновение, удовольствие. В ХХI веке изменились не только технологии, качество красок стало другим. Живопись художников моего поколения отличается, меня интересует, как они работают, их взгляд на мир. Сегодня многие пишут фотографично. Это не вдохновляет, мне важно показать мир таким, какой вижу изнутри. Например, художников времён Ван Гога было много, но никто не рисовал природу так, как видел Ван Гог, за что его картины ценит весь мир. Или Пикассо, показывая характеры своих героев изнутри, натуру в портретах рисовал не реалистически. Я тоже, что вижу, то и рисую, главное, как видишь и как рисуешь.

Ойсыл баба (дух, покровитель животных). 100х100, см. техн, 2020-2021

Что вы больше всего любите рисовать?

Начинал я с пейзажей, исторических картин. С ростом профессионализма восприятие мира меняется, духовное зрение расширяется, начинаешь думать о проблемах и актуальных вопросах современности. В магистратуре в рамках учебной программы в 2015 году побывал Италии, Ватикане, видел искусство итальянских художников эпохи Возрождения и современных авторов. Вернувшись в Казахстан, подумал: воспитанный в традициях реализма, я работаю традиционно, как и большинство наших художников. Традиционным языком тоже можно говорить о современности и современном.

Даяшы/Официантка. 80х60, см.техн, 2017

Но традиционного искусства у нас хватает, почему не развивать современный арт? И я стал думать над пластикой, основанной на стилизации образов. Почему сегодня мы не стилизуем, как наши предки? Например, в 5 веке до н.э. художник стилизовал дерево с птицей на головном уборе Золотого человека. Приглядевшись, я различил пару человеческих рук, держащих лук. Выходит, главное в философии звериного стиля - человек. Посредством минималистичной формы стилизация глубже выражает философский смысл. В Египте, осматривая пирамиды, музеи, обнаружил, что символика звериного стиля сакских предков интереснее реализма древнеегипетского искусства.

Жеті қазына/Семь сокровищ. 80х70, см.техн, 2020-2021

Заключенный в ваших работах смысл не сразу поймешь.

(Смеется) В шарикообразных силуэтах на украшениях Золотого человека не сразу разглядишь барсов, кабанов. Когда вникаешь в то, что говорит автор, начинаешь понимать, как и что сделано. В отличие от распространенной в Европе цифровой компьютерной живописи, картина кисти художника – живая, потому что работаешь душой. Работа интересна, если нравится, и моя задача - заинтересовать, чтобы зритель начал искать и понял смысл композиции.

Тәттімбет. Көкейкесті / (композитор) Таттимбет. «Дерзкий» кюй. 112х83, см.техн, 2021

В работе над произведением есть момент, когда вы видите, что достигли цели?

Часто, глядя на завершенную работу, у меня такое чувство, что рисовал не я, - кистью водил дух, некая высшая сила. Картина сама подсказывала: хватит, остановись! (смеется). Но иногда работа мне не нравится, чего-то не хватает. Добавляю новые мазки - ещё хуже! Теперь, если не нравится, разворачиваю картину лицом к стене. Через два-три месяца вновь возвращаюсь, и то, что не нравилось, кажется не так уж плохо. Художнику необходимо вовремя остановиться. Продолжая, можно испортить работу.

Фото: Даурен Бекназаров. Горы Улытау. 230х100

Почему вы рисуете?

Художественные способности в нашем роду проявлялись у ювелиров, мастериц по войлоку и ковроткачеству, умельцев по коже. Родился я в семье чабанов в Южно-Казахстанской, ныне Туркестанской области. В школе до 3 класса был отличником, но стало не до учебы, когда в аул после Чимкентского арт-колледжа вернулся старший брат, художник-прикладник по коже и мой первый наставник. Каждый день на уроках я заполнял рисунками целую тетрадку. Рисовать для меня - внутренняя потребность, спать не могу, если два-три дня не рисую. Главное, не бояться показать состояние души, силу эмоций.

Звездный танец. 100х100, х.м, 2017

Бакалавриат, 2007 -2012, в Академии Жургенова я окончил как монументалист, в магистратуре учился по скульптуре. С 2008 года, ещё студентом, был приглашён и продолжаю работать в группе преподавателей-монументалистов над скульптурными рельефами метрополитена Алматы. На станции Абая интересный образ найден для каждого элемента «Слов назидания». Всю жизнь мне везло на учителей, в академии - Малик Муканов, Болат Тургунбаев, Газиз Ешкенов. Сейчас сам преподаю в колледже Жургенова. Среди студентов есть очень способные, стараюсь открыть им глаза на великих мастеров Казахстана, как в академии открыл их для себя сам - Канафья Тельжанов, Орал Тансыкбаев, Уке Ажиев, Ерболат Толепбаев, и другие.

Подружки. 60х70, см.техн. 2023

Какие темы чаще всего находят отражение в ваших работах?

Актуальных тем много: рост разводов, семейное насилие над слабыми и беззащитными, враждебность стран и народов, войны, дороговизна цен. Как сказал один мудрый человек: раньше умные правили глупыми, сейчас наоборот. В нашем информационном обществе - море пустословия, в интернете без умолку говорят о вещах, в которых мало что смыслят, сливают ложную информацию в чужие уши, засоряя мозг, а занятых делом, знающих людей, редко услышишь. Когда нас не будет, глядя на картины, историки напишут для потомков, как мы сейчас живем в ХХI веке.

Тиран. 210х610, х.акрил, 2019 год

Ваши любимые художники? С кем из кумиров хотелось бы встретиться, и почему?

Мне очень нравятся испанские художники. В испанской и казахской живописи много общего. Например, в работах Диего Риверы колорит такой же, как у Салихитдина Айтбаева: много желтой охры, голубого. Люблю Пикассо за новаторские идеи в композиции, Матисса ценю за цвет. Как монументалист, увлекался росписями Сикейроса. Нравится Марк Шагал, Фернан Леже. Из наших - Айтбаев, Мамбеев. Встретиться хотел бы с Пикассо и Жан-Мишелем Баския. Когда Пикассо написал свою «Гернику», немцы спросили: кто это сделал?  Пикассо в ответ: это сделали вы, я нарисовал. Свободный уличный художник Баския как видел, так и рисовал без всяких внутренних ограничений, так свойственных другим (смеется).

Угнетение человечества 210х90, см.техн, 2020 -2021

Вы недавно вернулись с крупного симпозиума в Таразе, как впечатления?

На майский симпозиум от Международного Таразского инновационного института им. Шерхана Муртазы съехались 25 художников из Турции, Азербайджана, Кореи, Словакии, Узбекистана, Киргизстана. Шесть участников пригласили из Алматы, Шымкента, Тараза. Общение с зарубежными художниками расширяет кругозор, дает возможность сравнить уровень. Казахстанцы, на мой взгляд, показали себя лучше зарубежных живописцев. Интересен был и авангардный, современный стиль азербайджанцев. Понравилась дружеская, без конкурса, атмосфера выставки и полная свобода действий. Каждый что хотел, то и писал на выбор: пленэрную тему или свободную композицию. Мне сейчас интересна психологическая тематика, картину «ХХI век» о проблемах людей в общении написал за четыре дня, хотя обычно, в поиске подходящей композиции, делаю много эскизов. «ХХI век» поднимает тему информационного мусора в современном обществе.

FM, 100х100 Х.м, 2017

Заказные работы относите к разряду творческих?

Нет, не отношу, но пишу в основном на заказ. Творческих работ у меня немного, около пятидесяти. Заказчики их не понимают, им нравятся горы, лошади, юрты. Мастерство, профессионализм есть, вот и покупают. Хотя душа не принимает, картин такого плана со студенческих лет много. А что делать? - у меня дети, семью кормить надо. У наших музеев денег для закупки творческих работ нет. Рисую дома, в основном по ночам, чтобы не мешать домочадцам. Мастерской нет, мечтаю о большой студии для монументальных работ. Участок есть, но денег на постройку пока не хватает.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...