ПРЯМОЙ ЭФИР

Айжан Беккулова: Горжусь, что многого достигла в жизни

Поднятая из руин индустрия народного ремесленничества - одна из реалий Нового Казахстана. Парадокс: как с этой задачей, оказавшейся не по плечу министерству культуры, справилась одна маленькая казахская женщина? Пик достижений Айжан Беккуловой в декоративно-прикладном искусстве на сегодня - персональная выставка «ЖЗЛ» в музее Кастеева

Айжан Беккулова. Фото: личный архив

Айжан, почему раскрывшая ваш художественный талант выставка называется «ЖЗЛ»?

(Усмехается) На вопрос: как жизнь? – всегда отвечаю: жзл! Аббревиатура серии издаваемых в советское время биографических книг «Жизнь выдающихся людей» - принцип моей жизни, а выставка «ЖЗЛ» - мое посвящение выдающимся казахстанским мастерам. Много лет изучая прикладное искусство Казахстана в окружении народных мастеров, я выросла как эксперт. Активно провожу мастер-классы, тренинги, любого мастера могу направить в нужное русло, подсказать, чем красить кожу, что изменить. 

Айжан Беккулова. Путешествие Черного квадрата (по Малевичу), 2007,ручное ткачество, смешанная техника

 

Немаловажную роль в моем художественном становлении до середины нулевых сыграл известный художник Шамиль Гулиев. Однако, в желании чисто своего творчества мне хотелось проверить, насколько я самостоятельна, состоялась ли как художник? В работах последних лет старалась дистанцироваться - отдала Шамилю свою мастерскую, сама работаю дома в небольшой зоне между кухней и комнатой. Из-за хранения огромной массы исходных материалов (шерсть, пряжа, волокна, автошпатлевки, металл) вперемежку с инструментами, литературой, эскизами - в квартире дикий бардак. Не представляю, как жить без мастерской, когда работы вернутся с выставки. Хорошо ещё много желающих купить произведения. Но определиться с ценой работ в коллаборации (сотрудничестве) непросто: как и почём продавать мы, мастера, люди неискушённые. 

Айжан Беккулова. 2023. Из авторской коллекции

Как вам удалось через казахские народные традиции придать работам современное звучание? 

Путешествуя по миру последние годы, я повидала много музеев. Изначально думала работать без привязки к традициям, в современной интернэшнл форме. Национальный код неотъемлемой частью меня сам проявился в колорите, традиционной символике. И работы получились куда интереснее безликого контемпорари арта. В основе моего творчества - вышивка, ткачество, гобелен, шитьё. В то же время, переполненная идеями работ из других искусств, техниками которых я не владею, прибегала к коллаборации. Зная за много лет потенциал каждого, людей для соавторства выбрала абсолютно точно. В воплощении образов мне помогали мастера по металлу, войлоку, ювелирке, керамике: Тамара Капкызы, Болат Атамкулов, Дулат Ашимов, Абдулла Наурузбаев, Айнаш Капанова, Илья Казаков, Шамиль Гулиев, Александр Осипов. Наше творческое содружество полно ярких впечатлений, первостепенной задачей считала вдохновить мастеров на видение образов моими глазами. 

Айжан Беккулова, Шамиль Гулиев, Александр Осипов. Аллея барсов. 2006

Задумка «Аллеи барсов», как символа Алматы, повторила идею большой статуи медведя - символа Берлина на кинофестивале «Берлинале». Войлочные работы в технике «сырмак жиек» делала с Тамарой Капкызы. Однажды в выброшенной на свалку старой швейной машинке я увидела символику собаки. И после долгих обсуждений с Абдуллой Наурузбаевым на свет появилась «Тазы», затем «Колесница», «Двери». Настенную керамику «Таблица» по мотивам войлочной работы Шамиля Гулиева «Богатство казахской земли» воплотила вместе с Айнаш Капановой. Очень удались «Балбалы» в коллаборации с Ильей Казаковым. Эта идея пришла в связи с заявкой Алматы на получение статуса Всемирного города ремесел. Декорация десятилетней давности в новом видении приобрела космическое звучание.

Айжан Беккулова, Илья Казаков. Балбалы. 2014

Вы талантливый менеджер, посвятивший себя возрождению народного ремесленничества в Казахстане. Кто вы больше: арт-менеджер или художник?

Сама постоянно задаю себе вопрос: как удается совмещать творчество и менеджмент? Имею три высших образования: экономист, организатор кинопроизводства, художник по монументальному текстилю. Интересно всё, единственное «но» - долго настраиваюсь на художественное творчество, постоянно отвлекает менеджерская работа. Руководить для меня как дышать, десять лет в качестве директора картины отлично справлялась с организацией кинопроизводства на киностудии «Казахфильм». Отвечая за Центральную Азию, двенадцать лет исполняла обязанности вице-президента Всемирного Ремесленного Совета, сейчас я почетный член правления и советник Всемирного совета ремесел Азиатско-Тихоокеанского региона (WCC-APR).

Айжан Беккулова. Белый табун/Согым. 2023, войлок.

В самый разгар подготовки к выставке «ЖЗЛ» тяжело заболел Шамиль Гулиев. Два месяца ушло на восстановление его здоровья. В этой стрессовой ситуации не раз посещала мысль отменить выставку, но я менеджер, и сказала себе: идеальных условий не бывает, нужно преодолеть, продолжай работать. Из офиса уходила в 12 ночи и до 4 утра, по многу раз переделывая, лепила статуэтку «Ангел спросонья». Слава богу превзошла обстоятельство, Шамиль поправляется, сейчас у него процесс реабилитации, ходит в мастерскую (смеется). 

Айжан Беккулова, Дулат Ашимов. 2024. Саукеле

Как вы пришли в прикладное искусство?

Как бы пафосно не звучало, все 30 лет волонтёрства на данном поприще мною движет чувство патриотизма. На международных ярмарках конца 90х - начала нулевых Казахстан представлял печальную картину. На 120 участников всего 10-15 далеко не лучших казахстанцев, остальные – узбеки, киргизы, немного таджиков и туркмен. Международные фонды видели в Казахстане лишь рынок сбыта, и не рвались помогать. Обидно за страну и, бросив всё, я начала заниматься поддержкой прикладного искусства. Окружающие недоумевали: зачем? У тебя же выставки в Париже, Санкт-Петербурге, Москве...

Айжан Беккулова, Абдулла Наурузбаев. 2024.Тазы

Те немногие из учредителей, кто был со мной у истоков Союза ремесленников в 2011 году, плохо понимали, что делать, как и куда двигаться. И всё же мы начали с высокого уровня требований к членству в союзе: хороший уровень мастерства и активное участие. Членские взносы были условием спонсоров (иначе организацию не будут воспринимать всерьёз). Я сомневалась: кто будет платить? Планировала за 3 года собрать хотя бы 50 человек, а сейчас мы многим отказываем, никто не приходит иждивенцем, каждый вносит свою лепту. Официально членов Союза около 140 человек, по стране охватываем более 650 мастеров. Если раньше люди были разобщены, сейчас в каждой области находят друзей, ездят друг к другу в гости, за рубежом видят себя в мировом пространстве, учат английский язык.

Каков рейтинг ремесленничества Казахстана в среднеазиатском регионе сегодня?

Считаю, я многого достигла в жизни, и горжусь этим. Работа проделана гигантская, главная цель союза – помочь мастерам изменить ментальность. Сегодня стоит мне кинуть клич и люди идут, как когда-то за Ушей Кришной, Президентом Всемирного ремесленного совета. На закрытии международного фестиваля в Индии «Кайвалам-2012» она поименно вызывала на сцену членов своей «команды мечты» (dream team), обеспечившей проведение огромного мероприятия. Сцена заполнилась, а люди всё шли и шли. Мировое сообщество их приветствовало, а я горько плакала, не в силах сдержать слёз от зависти и обиды, что у меня лишь пара помощников. Теперь, спустя 12 лет, с уверенностью могу сказать: я создала dream team - команду единомышленников, коллектив ответственных людей, считающих, что поднимать казахское прикладное искусство - нашу гордость и достояние - мы должны все вместе. И это победа!

Айжан Беккулова. Ритуальная кукла. 2024

Сколько ремёсел в Союзе ремесленников?

В Казахстане никто никогда не считал, сколько подвидов включает в себя тот или иной вид прикладного искусства: чий, войлок, сырмак, кииз, резьба по дереву, изготовление музыкальных инструментов, ювелирные украшения, вышивка и многое другое. Четкой классификации видов ремесел у нас нет, а если подразделять, то их будет большое количество. В Таджикистане, например, насчитывают более 100 ремесел. Руки до статистики не доходят, но подсчетом рано или поздно надо заняться. В Казахстане выделка кожи и изготовление кожаных изделий – это просто «кожа» без специализации на выделку сыромятной кожи, грубой кожи, замши. Понятие «ткачество» объединяет такие подвиды, как: ковровое, паласное (алаша), баскуры, бау, плетение шашаков, тесьмы, плетение бахромы на руках, на дощечках. 

Айжан Беккулова. 2023. Из авторской коллекции

При нынешней незаинтересованности государства в развитии ремесел, вы верите, что Туркестан способен стать центром, собравшем лучших мастеров страны? 

Нет, конечно. Хотя Туркестан и сокровищница мирового наследия, он только начинает, областным центром стал совсем недавно. Лучшие мастера страны в Алматы, исторически культурном центре с лучшими художественными учебными заведениями. Думать, что люди переедут из обжитых мест на голую землю за чертой города, не стоит. Пять лет назад я предлагала туркестанским чиновникам выделить территории под мастерские для обучения, чтобы на базе Союза ремесленников взращивать собственные кадры. С этой целью я бы лично курировала присланных лучших специалистов, за это время мы успели бы воспитать 100 мастеров. Но чиновники предпочли временные полумеры, лишь бы отрапортовать наверх. 

Айжан Беккулова. 2020. Ритуальная кукла

Из некачественных стройматериалов турецкие строители построили бездарные архитектурные сооружения торгового центра, с которого пенокартон кусками отваливается. У себя в стране турки строят как положено, а у нас сплошная бутафория и смехотворно-нелепый канал а-ля Венеция. Сразу видно, проектировщикам чужд казахский менталитет, даже название «Арена» не казахское. На моей памяти это уже пятый центр, строящийся для ремесленников, четыре предыдущих отдали под иные цели. И это при том, что в Туркестане есть превосходная площадка, которая могла бы работать на полную мощность, и быть не только местом притяжения туристов, но и обучающим центром прикладников. Однако чиновники держат объект «закрытым», открывая только по особым случаям для ВИП-гостей. 

Айжан Беккулова. 2023. Из авторской коллекции

С 1997 года вы ратуете за создание Музея прикладного искусства в Алматы. На какой стадии реализация проекта сегодня?

Проект практически не сдвинулся с места. Это нонсенс, что в республике нет музея декоративно-прикладного искусства. Союз ремесленников готов сам построить музей, только дайте территорию. В 1995 году, когда мы начали проводить первые ярмарки Шебер, 80 % покупателей были иностранцы, сейчас ситуация изменилась: 80 % - местный потребитель. Акимат с этого прибыли не имеет, и стоит заговорить о территории под музей, нам задают встречный вопрос: какую прибыль получит акимат? Нельзя мерить культуру с позиции выгоды и быстрого дохода, смотреть надо глубже, исходить из патриотических чувств. Деньги в этой жизни не всё, мы теряем гораздо больше, становимся духовно уязвимыми, экономя на народном творчестве, пребывающим на грани исчезновения.

В этом году, выступая в Сенате Парламента РК по поводу музея декоративно-прикладного искусства, я отметила, что ярмарки и выставки ремесленников в областях проводятся для галочки, спонтанно и бессистемно, нет единой стратегии. Необходимо расставить приоритеты, разработать эффективную госпрограмму, как это сделали узбеки. Креативная экономика в Узбекистане строится на поддержке ремесленничества. Продвижение ремесленников внутри страны и за рубежом базируется на том, что данный сектор, не требуя миллиардных вложений, обеспечивает большую самозанятость населения. В Иране доходы от экспорта прикладного искусства - на втором месте после иранской нефти. Недооценивая ремесленный сектор, экономика Казахстана теряет очень много.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

 

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка новостей...