Три навыка, которые сделают вас хорошим управленцем
О них рассказывает Александр Высоцкий, консультант по управлению бизнесом
Управленцами не рождаются, а становятся: навыки в области менеджмента можно и нужно развивать. В статье расскажу о трёх, которые быстро повысят эффективность управления бизнесом и позволят получать больше дохода. Освоив их, вы перестанете заниматься микроменеджментом. Подчинённые будут приносить классные идеи и результаты, а не проблемы.
Навык № 1
Уметь добиваться решений от подчинённых
Есть много руководителей, которым нравится быть «решалами». Они принимают решения по каждому вопросу (и не всегда важному), таким образом показывая свой интеллект и экспертность. Им нравится демонстрировать власть, производить впечатление и держать всё в своих руках. Но они не понимают, какие разрушительные последствия несёт такое поведение.
Почему это опасно
Как итог, в команде такого руководителя — одни безропотные исполнители, которых можно сравнить с роботами. Подчинённые приучены делать только то, что им сказал начальник, проявлять инициативу они не стремятся.
С такими руководителями некомфортно работать способным и творческим людям. Среди мировых лидеров бизнеса и менеджмента вы не найдёте похожие примеры. Это поведение свойственно тем, кто с нуля создавал команду, был специалистом, а потом постепенно «оброс» коллективом.
Как действовать правильно
Каждый раз, когда к вам приходит сотрудник с вопросом или проблемой, вы должны требовать решение от него самого. Нужно добиться того, чтобы он высказывал свою точку зрения.
Например, к вам прибегает подчинённый и говорит, что клиент требует скидку, но она не укладывается в стандартный прайс-лист. Вместо того, чтобы давать ему готовую инструкцию, нужно спросить: «А как ты сам думаешь, что лучше сделать? Почему? На чём именно основано твоё решение?» Впоследствии нужно добиться того, чтобы любая проблема, о которой вам сообщают сотрудники, сразу шла в комплекте с решением.
Конечно, не стоит всё пускать на самотёк — вы, как руководитель, можете корректировать решение, направлять сотрудника в нужное русло. Но со временем у подчинённых выработается навык, будет требоваться всё меньше ваших корректировок.
Навык № 2
Требовать, чтобы подчинённые сами планировали работу
Нельзя планировать все задачи вместо подчинённых. Но руководителей, для которых это норма, — полно. Они собирают команду на совещаниях, сотрудники приходят туда вообще неподготовленными. И думают: вот сейчас им расскажут, что делать.
Как действовать правильно
На планёрках и координациях планы не составляются — подчинённые должны приходить туда с уже готовыми списками задач. Руководитель смотрит их, корректирует и согласовывает. Но у сотрудников должны быть собственные идеи: что они могут сделать в своей области ответственности, чтобы получить результаты. Иначе координация вместо полезного инструмента превращается в сжигание времени всей команды.
Навык № 3
Ставить долгосрочные цели
Руководитель должен уметь ставить долгосрочные цели, которые определяют долгосрочные приоритеты — на многие месяцы вперёд. Обозначать, какие результаты должна получить компания за квартал или год.
Как действовать правильно
Работа руководителя не заключается в том, чтобы постоянно толкать подчинённых в спину и подгонять. Всем хочется работать с творческими людьми, лучший способ взаимодействия с ними — поставить долгосрочные приоритеты, планы и цели. Обязательно добиться, чтобы сотрудники их понимали.
Каждый член команды глобально понимает свои обязанности и ответственность. Но людям нужно знать, в какой порт придёт ваш корабль после долгого плавания.
Итог
Вот три главных навыка, которые помогут вам поднять эффективность команды:
По поводу третьего навыка. Даже если капитан сообщил цель плавания один раз — этого недостаточно. Об этом постоянно нужно напоминать, продвигать. У сотрудников много рутины, которая отвлекает их от стратегических проектов. Но если напоминать о долгосрочных целях, это поможет им правильно расставить приоритеты в работе.