Показали пряник, а кнут спрятали за спиной. Какие сюрпризы налоговики готовят предпринимателям
Сакен Карин, председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов состоит в рабочей группе по рассмотрению очередных поправок в Налоговый кодекс. Он поделился впечатлениями от обсуждения. Business FM публикует мнение эксперта

13 января на площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» принял участие в обсуждении проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» с участием представителей Министерства национальной экономики, Комитета государственных доходов, а также бизнеса и ассоциаций.
Как выяснилось в ходе совещания, предлагаемые фискалами нормы, не имеют ничего общего с совершенствованием инвестиционного климата, а наоборот направлены на повышение налогового бремени, ужесточения налогового контроля и угнетения предпринимательской инициативы.
Само обсуждение предлагаемых поправок длилось более двух часов, однако, я хотел бы остановиться на тех предлагаемых новеллах, что вызвали бурную дискуссию и критику со стороны предпринимательского сообщества и экспертов.
Итак, одним из предложений представителей Министерства национальной экономики являлось предложение, связанное со снижением порога постановки на учет по НДС с 30 тысяч МРП (79,5 млн тенге) на 20 тысяч МРП (53 млн тенге) за один год.

На такое предложение были высказаны небеспочвенные опасения, что микро и малый бизнес получив освобождение от подоходного налога, попадет под обложение налога на добавленную стоимость.
При этом в обоснование снижение порога по НДС представитель МНЭ смог лишь оправдаться: мера необходима для снижения теневой экономики, а также ввиду того, что в других развитых западных странах порог на постановку на учет по НДС ниже.
При отсутствии подробных расчетов, оправдывающих увеличение числа плательщиков вовлекаемых в число плательщиков НДС, указанные выше аргументы представителя Министерства национальной экономики кажутся весьма неубедительными и безосновательными.
Следующим предложением, вызвавшим бурное обсуждение, явились предлагаемые поправки в Налоговый Кодекс, предоставляющие право налоговым органам блокировать доступ к информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения уведомления камерального контроля (по аналогии Пилотного проекта по администрированию НДС).
Данная инициатива налоговых органов была встречена сильным сопротивлением и критикой присутствующих предпринимателей.
Читать также: Когда малый бизнес освободят от налогов в Казахстане
Из предлагаемой нормы следует, что налоговики намерены приостанавливать деятельность субъекта предпринимательства не только по электронным счетам-фактурам, признанными «сомнительными», но и по любому основанию, указанному в уведомлении камерального контроля.
Я, как председатель организации налоговых консультантов, заявил, что такой порядок будет прямо противоречить нормам Предпринимательского Кодекса и будет создавать препятствия к осуществлению законной предпринимательской деятельности. Следовательно, такая норма - не должна вообще применяться.
И последний важным моментом явилось то, что налоговые органы пытаются ввести новую норму (статью 50-1), согласно которой по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, будет установлен срок исковой давности 5 лет.
Считаем такой подход ошибочным ввиду того, что «общий» пятилетний срок исковой давности был поставлен на утрату в связи с принятием с 01 января 2020 года обновленной нормы Кодекса, а также ввиду того, что налоговые отношения, подлежащие регулированию с применением срока исковой давности в 3 года (например: сдача налоговой отчетности) будут возникать непосредственно после 01 января 2020 года, к которым будут применяться правила, установленные Общей частью Налогового Кодекса в соответствии с действующим законом.
Далее, со стороны Комитета государственных доходов были еще вынесены несколько предложений, таких как: установление права вычета расходов при исчислении корпоративного подоходного налога на основании ЭСФ, выписываемых неплательщиками НДС; об установлении права налоговикам осуществлять изъятие товаров, перемещаемых через государственную границу РК в страны члены ЕАЭС, при проведении проверок и несколько других предложений.
Резюмируя вышеизложенное, следует указать, что качество предлагаемых изменений в налоговое законодательство со стороны уполномоченных государственных органов в последнее время вызывают существенные нарекания и требуют тщательной доработки с привлечением независимых экспертов в налоговой сфере.
Автор: Сакен Карин, председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов