Марина Шарипова, автор подкаста «Морское время»: как превратить личное хобби в серьезный тренд
Марина Шарипова – казахстанский блогер, журналист, PR-менеджер. А еще она – автор подкаста «Морское время» о людях, которые не откладывают жизнь на потом, нашли любимое дело или увлечение, и делятся историями о преодолении и точках роста. Морское время - это то время, которое вы бы потратили на все вещи, которые откладывали до этого. В программе «Ты – бренд!» она рассказала, почему выбрала молодой и развивающийся формат подкастов, который пока далек от широкой популярности в Казахстане.
Вы можете прослушать подкаст программы «Ты – бренд»:
Вероятно, каждый казахстанец хоть раз в жизни слышал голос Марины Шариповой. Это она произносит фразу «Абоненттік нөмір бос емес» одного из казахстанских сотовых операторов. Журналист и профессиональная ведущая однажды в одночастье стала известной все стране, опубликовав в инстаграмме видео, как она говорит эту фразу на трех языках.
Между тем в портфолио Марины Шариповой есть куда более серьезные проекты. Сейчас она развивает школу правильного спорта – I Love Supersport, пропагандируя массовые занятия спортом. Мама двоих детей активно занимается бегом. Кроме того, в соцсетях ее знают, как основательницу книжного блога I Book You и автора подкаста «Морское время».
Добрый вечер, дорогие друзья! С вами в эфире программа «Ты – бренд!» и я – Нора Розмут. Как всегда, мы продолжаем исследовать феномен создания личного бренда и изучать самые последние тенденции продвижения. Важно в коммуникации с целевой аудиторией понять – в какой момент вас слушают. Гостья сегодняшней программы – девушка, которая имеет свой голос не только в формате подкастов. Она – экоактивист, PR-менеджер спортивного направления и автор подкастов «Морское время» Марина Шарипова.
Подкасты - важное направление в мире. Но насколько сложно завоевывать внимание именно казахстанских слушателей?
- Когда я говорю, что делаю подкасты, у меня обычно спрашивают: А что это такое? Подкасты слушают очень мало людей, как в России, так и в Казахстане. В США уже несколько лет назад подкастинг активно развивается. Но я думаю, что у этого медиаформата есть большое будущее. Аудио оставляет свободными ваши руки и глаза. Мы живем в такой спешке, когда некогда часик книгу почитать. Мне некогда посмотреть видео – я чаще его слушаю. Почему я выбрала аудиоформат: слушатель не отвлекается на внешний вид, детали, мы звучим искренне. Невозможно подделать эмоции голосом. Не видя камеры, гости, да и ведущие расслабляются и раскрываются до конца. Когда мы сидим перед микрофонами и пьем чай, записываем подкаст, герои могут сообщить очень личные подробности.
Есть отличия и от прямого эфира на радио...
- Да, мы иногда даже забывают, что нас будут слушать. Самый главный совет – приходя на запись, забудьте о том, что вас слушают тысячи человек.
Посоветуй, как начать вести аудиоблоги, как делать подкасты? Для многих это – идеальный формат, когда не надо готовиться к съемкам.
- Минус в том, что у нас нет рынка подкастов. Делать продукт, который слушает тысяча человек – неинтересно ни звездам, ни рекламодателям. Плюс – сейчас очень низкий порог «вхождения». Завтра, когда все начнут заниматься подкастами, вы будете одними из старейших. Точно также, как 10 лет назад – никто не знал, что будут инста-блогеры. Мы просто фотографировали ноги и ставили фильтр «Валенсия». А сейчас инста-блогеры обладают огромным влиянием. Тоже самое с Youtube. Сложности в технической подкованности, нужно иметь навыки ведения передачи. Красивый голос и дикция не так важны, все-таки подкасты – это обычные люди с обычными историями. Вам нужно найти человека, который умеет монтировать звук или самому этому научиться. Сделать простенький подкаст самому можно буквально за вечер.
Что произошло за 5 месяцев существования блога с подкастами. Все же ты начала его, уже обладая личным брендом, будучи узнаваемой.
- Всем надо обладать личным брендом. Он помогает вам. Вы можете запускать какой угодно продукт, и ваша аудитория воспримет его на ура. Я шаг за шагом развивала Инстаграмм, писала в блоги, запускала проекты. Расскажу историю – несколько лет назад я запустила сообщество I Book You для читающих людей. До этого у меня был блог о сумках - I Bag You. Я вела его анонимно. Тогда не было популярно быть блогером, даже как-то стыдно. Я работаю в банке и тут – блог о сумках? Там особо не было читателей, но стоило только обяъвить, что это я его веду, они появились. Не нужно бояться, если люди доверяют тебе, как человеку. Всегда используйте свои имя и фамилию.
Про подкасты – рынок неподготовлен. Я, как техподдержка, консультирую людей. «Скачайте приложение, какая у вас операционная система? Android или iOS? Можно скачать, слушать бесплатно».
Есть международные подкаст-блоги, которые выстрелили благодаря душевным историям, когда вместе с автором плачет половина планеты. Какие истории «заходят» у нас?
- Я слушаю такие подкасты. Например, подкасты Опфры Уинфри - двадцати минутные выдержки из ее шоу. Там реально едешь в такси и плачешь – например, женщина рассказывает, как она не могла забеременеть, как она была одержима этой идеей. Последний выпуск подкаста «Морское время» был с блогером Айман Кулумбетовой, где в конце она рассказывает очень личную историю. Я еще добавила музыку и многие слушатели потом писали, что они плакали.
Это информационный продукт, чтобы поддерживать личный бренд или у него есть коммерческое или социальное предназначение?
- Ты права. Просто «быть блогером» мне всегда было неинтересно. Зачем показывать свою жизнь? Я всегда работала, много писала для разных изданий и параллельно запускала проекты.
Настал момент, когда я перестала писать для разных изданий, потому что подумала: зачем я делюсь этими историями со СМИ? Я могу быть сама себе СМИ. Я действительно могу создать Youtube-канал, подкасты, рубрику. Изначально я попробовала формат Instagram LIVE, но он не подошел. Там все притормаживает, картинка некрасивая. Для Youtube канала нужно несколько камер, если хочешь сделать видео красиво и качественно. Еще я сама не люблю расшифровывать интервью – подкаст идеален, чтобы не делать этого.
Стоит ли идти в эту область?
- Пока наши известные инфлюенсеры делают видеоподкасты. Например, Алишер Еликбаев с Бейбитом Алибековым запустили Youtube-проект Digistan. Когда кто-то из таких известных личностей уйдет в аудиоподкасты, взорвется вся индустрия. Так уже было с Telegram-каналами. Алишер Еликбаев пошел в Telegram, и всем сразу стало это нужно.
Мне кажется, все твои проекты имеют хорошую социальную значимость – книжный клуб, спорт. Что это – личные ценности?
- Конечно, я бы никогда не стала писать о том, что не чувствую. Наверное, это моя природа. Я хочу приносить какую-то пользу. Книжный блог появился из желания, чтобы люди больше читали и из желания больше читать самой. Спорт – часть моей жизни. Я начала бегать и плавать, будучи в декрете. Все это привело к тому, что я сейчас я участвую в международных марафонах. Самое классное, что мои читатели, которые со мной уже много лет, принимают эти изменения и трансформируются вместе со мной. Глупо цепляться за то, что было актуально лет 5 назад. Быть первопроходцем – страшно. Например, я стала писать про бытовое насилие, феминизм и эко-активизм.
Были негативные комментарии?
- Конечно. Особенно, когда про феминизм пишешь.
Как правильно «переваривать» такой негатив? Большое количество людей останавливает именно это. Они думают: «сейчас начнется». И в результате не делают шагов в продвижении личного бренда.
- Негатив будет всегда. И вы всегда будете на него реагировать. Нужно просто принять факт, что ты не можешь нравится всем. «Да, я такая плохая. Не идеальная» - говоришь себе и все.
Марина, мы уже затрагивали тему развития книжного проекта. Это отличный кейс, когда ты развиваешь вокруг себя сообщество единомышленников, формируя доверие. Я знаю, что I Book You вышел за пределы Алматы и даже за пределы Казахстана.
- Да, сейчас книжные клубы I Book You есть в Алматы, Нур-Султане, Таразе, Шымкенте, Актау, Атырау и в Бишкеке. У меня не было таких амбиций. Rогда я регистрировала домен I Book You, то нацеливалась на аудиторию молодых девушек в Instagram.
Были ли случаи, когда ты «поймала хайп»?
- Был случай, когда я непреднамеренно опубликовала видео на своей странице в Instagram, где на трех языках зачитываю меню автоответчика. Казахстанцы впервые увидели лицо девушки, которая произносит фразу «Абоненттік нөмір бос емес» одного из казахстанских сотовых операторов. Эту фразу действительно озвучиваю я. 9 или 10 лет назад ее записали для мобильного оператора и она действительно звучит до сих пор. Это видео разлетелось по всем пабликам, у меня брали интервью СМИ, подписалось 10 тыс. человек. Мне кажется, намерено такое не создашь. Говоря об инструментах – раньше работали полезные посты, сейчас нужно заниматься продвиджением. Я трачу деньги на таргетированную рекламу, учавствую е в розыгрышах. Я даже участвовала в «гиве».
Эту аудиторию надо немного «трясти», привлекая людей.
- Действительно, сейчас люди ведутся на картинку. Кто ярче о себе заявит, у того и купят. Скромность нужно отбрасывать. Если ты классный, но о тебе знают 10 читателей, надо выходить на новые аудитории.