ПРЯМОЙ ЭФИР

Пандемия стимулировала развитие цифрового продвижения лекарственных средств

В эфире программа "Деловое утро". Ведущие - Рустам Максутов и Данияр Даутов поговорили с Чублуковой Ириной, директором по продвижению специализированных препаратов и доступу продуктов на рынок компании SANTO, которая рассказала о работе фармкомпании во время первой волны пандемии

Вы можете прослушать подкаст программы  «Деловое утро»:

Ирина Чублукова

Расскажите немного о своей компании…

- На сегодняшний день мы - крупнейший производитель лекарственных средств в Казахстане. Нашей компании более полутора сотен лет. Она была основана двумя русскими купцами на территории Южного Казахстана (город Шымкент). Занимались они производством сантонина из полыни и даже экспортировали в западные регионы. В настоящее время сохранились даже исторические здания тех времен, например, цех, который не эксплуатируется. Но дом, в котором они жили, сохранился до сих пор.

А какой, например, суточный объем выпуска препаратов?

- Эта цифра варьируется. Мы производим несколько миллионов флаконов антибиотиков в год и еще больше таблетированных препаратов. 2020 год был для нас "боевым", мы работали в три смены.

В начале пандемии многие компании завидовали фармацевтическим предприятиям, стоило ли или это все-таки был очень тяжелый период для вас?

- Когда объявили о первом локдауне, то перед нами возникло много вызовов, и на тот момент мы не задумывались о положении: выгодное оно или нет. Ответственность перед страной увеличилась в разы, так как мы производили базовые, жизненноважные препараты, которыми лечили казахстанцев в тот период. Мы должны были наладить бесперебойное производство, в то время как границы закрылись и цепочка поставок была прервана. С помощью государственных и других органов, мы старались обеспечить Казахстан материалами. Мы понимали, что нам нужно было обеспечить лекарственными препаратами до конца года. Также, учитывая, что на производстве работают люди, мы должны были обеспечить их безопасностью. 

А что было с экспортом в тот период?

- У нас есть обязательства по экспорту, то есть, они были и есть и мы их выполняли. Было некоторое перераспределение, так как в первую очередь мы должны были обеспечить казахстанскую систему здравоохранения. У нас получилось скоординировать поставки, так как, например, в РК и РФ "волны коронавируса" пришлись на разные периоды. 

После первого жесткого карантина многие говорили о второй волне. Как вы к ней готовились, наращивали ли объемы?

- С конца марта 2020 года мы начали работу в три смены и продолжали работать в таком режиме. Для нас было важно правильно соптимизировать загрузку различных линий, чтобы удовлетворить весь спрос. При этом мы были готовы к разным сценариям развития пандемии: от оптимистичного до самого пессимистичного. 

Какой объем рынка на данный момент у вашей компании?

- Будучи лидерами, мы имеем долю в 6% на общем рынке РК. Если говорить о некоторых сегментах: в розничном - треть от отечественного рынка, в госпитальных - более 7%, доля участия отечественных компаний в госпитальном сегменте, а именно компания SANTO - 30% на общем рынке по финансовым показателям, а по объемам (упаковки) - более 50% . 

Расскажите, как построена корпоративная культура в вашей компании...

- Мы понимаем свою ответственность перед пациентами и медработниками. Это первое, что объединяет наших сотрудников - работа на всеообщее благо, так как здоровье человека - это главное богатство. Второе - бизнес-культура, так как мы члены большой международной компании, Polpharma - это наш основной инвестор. Потому элементы этичной корпоративной культуры являются неотъемлемыми компонентами корпоративной культуры. Третье - это командная работа, так как все тесно взаимосвязано. 

Какую оптимизацию провели во время пандемии?

- Первое с чем мы столкнулись, это переход офисной работы на удаленный режим. Мы активно летали на различные бизнес-встречи. В марте, в период перехода на онлайн-режим, мы аннулировали наши билеты и оказалось, что их более 200. 

Также невозможность организации оффлайн-встреч, конференций, круглых столов стимулировала развитие цифрового продвижения лекарственных средств. 

Расскажите о рекламных кампаниях, насколько они важны?

- Рекламировать можно только безрецептурные препараты. Реклама проходит экспертизу в госорганах. Зачем нужна реклама? Нужна, потому что важно доносить до потребителя как и в каком случае можно использовать это лекарственное средство, при этом мы не стимулируем самолечение, а говорим, что если симптомы не проходят в течение 3-5 дней, то следует обратиться к врачу. Важно, чтобы потребитель знал о продуктах, которые могут помочь здесь и сейчас. Реклама носит информационную и даже образовательную задачу. 

Хотелось бы напрямую задать вопрос Вам, как к представителю фарминдустрии: В СМИ неоднократно писали о том, что уже разработали вакцину, которая показала эффективность на 95%. Так почему ее до сих пор еще не ввели?

- Разработка любого лекарственного средства - это очень длительный процесс. Мы не занимаемся разработкой вакцин, однако разрабатываем химически синтезированные и генерические, то есть, беспатентные, на которые у нас уходит около 2,5-3 года. 

Вакцина - массовая иммунизация, здоровье нации, поэтому здесь невозможно идти на большие компромиссы, так как ошибка может стоить очень дорого. Есть определенные требования, мимо которых нельзя пройти - несколько фаз. 

Сталкивалась ли когда-нибудь ваша компания с контрафактной продукцией?

- Контрафакт включает в себя несколько явлений - это может быть подделка, либо незаконный ввоз в страну и др. Уровень угрозы здоровью - различный. Если мы узнаем о такой информации, мы обращаемся в соответствующие органы. Также каждый пациент может обратиться за помощью, если сомневается в качестве продукта. Есть хороший сайт dari.kz, на котором можно посмотреть всю необходимую информацию о препаратах. 

Летом 2020 года мы наблюдали массовый ввоз незарегистрированных на территории РК лекарственных препаратов. В начале июне легитимный ввоз был разрешен с целью устранения последствий чрезвычайной ситуации - восполнения дефицита лекарственных препаратов. 

Какие технологии доступны на рынке фарминдустрии и какие из них вы используете у себя в компании?

- У нас 11 производственных линеек: стерильные лекарственные средства (внутривенно либо внутримышечно), твердые лекарственные средства, жидкие (сиропы, порошки). У каждого из них есть своя технология производства. У нас есть GMP-сертифицированное производство, которое гарантирует высокое качество продукции. 

Как идет распределение рынка?

- Конкуренция всегда была драйвером. Свободная конкуренция всегда существовала на розничном рынке. Мы, как отечественный производитель, не имеем никаких преференций. Мы добились признания нашей компании в ходе добросовестной конкуренции. С годами идея "made in Kazakhstan" становится все популярнее. Наш генеральный директор компании по национальности чех. Он всегда приводит в пример чешские компании, которыми гордятся чехи. Тренд, когда граждане хотят купить локальные продукты, чтобы поддержать отечественного производителя, постепенно набирает обороты и в Казахстане. 

Вопрос от наших подписчиков: почему у лекарственных препаратов такие сложные названия?

- У лекарственных средств, как правило, есть два названия: международное непатентованное название - название активного ингредиента, которое присваивается ВОЗ. Торговое название препарату присвает фармкомпания.

Спасибо большое за столь интересную беседу! Желаем успехов и процветания вашей компании!

- Спасибо, что пригласили в эфир!

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...