ПРЯМОЙ ЭФИР

Николай Давыдов: "Требуется по 200 встреч в Zоом"

Венчурный инвестор Николай Давыдов рассказал о том, как за время пандемии изменился рынок венчурных инвестиций и что делать, чтобы заполучить в портфель будущего «единорога»

О фаундерах

«Когда инвестируешь на самой ранней стадии, основной инвестиционный критерий — это люди. В Y Combinator, например, в течение нескольких лет с момента основания на каждом собеседовании присутствовала Джессика Ливингстон, жена основателя YC Пола Грэма. Ее роль заключалась в том, что разобраться в межперсональной динамике между фаундерами и понять, смогут ли они вытянуть такую сложную штуку, как строительство стартапа. Я не знаю ни одного стартапа, где между фаундерами не возникало бы споров того или иного толка. Поэтому при выборе стартапа важно понять, как основатели выстраивают отношения друг с другом и регулируют конфликты.

Укаждого третьего фаундера в той или иной степени развито биполярное расстройство. Его постоянно кидает из стороны в сторону: то он думает про себя, что великий, то боится умереть бомжом. Если ты соло-фаундер, то в моменты упадка тебя никто не поддержит, не скажет: «Слушай, давай я подхвачу часть дел, а ты иди и отдохни». Особенно это важно для неопытных фаундеров, у которых за плечами еще нет опыта предыдущих стартапов. Поэтому соло-фаундеры, делающие свой первый стартап, вызывают у инвесторов серьезные опасения».

О команде

«Часто фаундеры спешат с определением ролей в команде, разбирают титулы и нанимают людей под конкретную функцию. Обычно в самом начале все занимаются всем понемногу, и четкое разделение по образу корпорации может только навредить. Например, технический ко-фаундер спешит назваться СТО, а может быть, он по натуре хакер, который может быстро придумать, что с чем соединить, чтобы слепить работающий прототип. В этом случае ему может больше подойти роль VP of engineering (вице-президента по разработке), тогда как СТО станет кто-то более опытный и стратегически мыслящий, подчеркивает Forbes.

Найм людей для выполнения конкретной функции тоже может оказаться ловушкой. На ранних стадиях очень часто будут пивоты, смены бизнес-моделей, продукта и стратегии. Лучше нанимать людей под вижн, тех, кто верит в него и может взять на себя часть работы по движению в ту сторону. Они будут меняться вместе с компанией, учиться и идти вперед. А если люди были наняты исключительно по принципу «лучше всех может выполнять эту функцию», то с ними, возможно, придется расставаться при сколько-то существенных изменениях.

Diversity (разнообразие), в случае стартапа, — не просто правильно и модно, это бывает еще и выгодно. Мы недавно сидели вшестером, пятеро белых мужиков и одна девушка, и обсуждали проект. Один говорит: «Цифры — хорошие, но мне как-то не зашел продукт». С ним все соглашаются. А судить по себе в этой ситуации вообще было неправильно, ведь 70% аудитории продукта были женщины».

О важности неудач

«На ранних стадиях инвестировать нужно в большое количество компаний. В противном случае ты проиграешь. При небольших размерах сделок на pre-seed бывают очень большие возвраты, и одна удачная сделка может многократно отбить 50 неудачных.

Шанс на успех поднимает не только увеличение количества инвестиций, но и ориентация на опытных фаундеров. По данным Pitchbook, у основателей, создающих свою третью компанию (притом что на первые две они тоже привлекали как минимум посевные инвестиции), есть 11% шанс на выход с доходностью для seed-инвестора в 10х и 2% шанс вырастить «единорога» и принести инвесторам свыше 100х.

Об изменениях рынка 

«Раньше в Долине работало «правило 50 миль». Твоя компания должна была располагаться от инвестора на таком расстоянии, чтобы тот мог бы приехать к тебе на машине. В Долине были популярны прогулки с инвесторами в стиле Стива Джобса. Пандемия все это немного изменила: теперь ньюйоркцы инвестируют в стартапы из Лос-Анджелеса, а калифорнийцы — в Остин или Флориду и т.д. Поэтому строить компанию в Долине сейчас не обязательно. По опросу Initialized Capital, большинство фаундеров хотят построить стартапы, которые работают полностью удаленно, и только на втором месте — Кремниевая долина, затем Нью-Йорк и остальные города.

Фаундерам важна личность инвестора. Если все больше сделок заключается онлайн, то и онлайн-присутствие инвестора становится очень важным.

Сейчас классические VC понемногу уступают место новой волне управляющих. Доступ к проектам и капиталу все больше получают соло-капиталисты, инфлюенсеры и управляющие фондов из ранее редко представленных бэкграундов (женщины, иммигранты, ЛГБТ+ и т.п). С новыми моделями инвестирования, такими как синдикаты или rolling funds, инфлюенсеры могут становится VC (венчурными капиталистами/инвесторами), привлекая в управление деньги от своих подписчиков. Среди непрофессиональных инвесторов часто встречаются невероятно успешные. Самый яркий пример — Эштон Катчер. Его все знают как актера, но он крутой VC. Его сложно назвать непрофессиональным, он значительно опытнее меня.

Фаундерам важна личность инвестора. Если все больше сделок заключается онлайн, то и онлайн-присутствие инвестора становится очень важным. Перед встречей они изучают твой профиль, смотрят, что ты пишешь в социальных сетях, чем интересуешься, какие ценности разделяешь.

Большой приток новых игроков в индустрию привел к тому, что фаундерам приходится перебирать большее количество инвесторов. Раньше стартапу, чтобы поднять хороший раунд, нужно было провести 20-30 личных встреч. Теперь для этого требуется по 200 встреч в Zоом.

С другой стороны, инфлюенсеры могут становиться и объектами инвестиций. Creator Economy невероятно сильно развилась в пандемию, и в мире появилось как множество инструментов для монетизации, так и успешно монетизировавшихся блогеров. Например, один из самых успешных YouТube-блогеров Mr. Beast (Джеймс Дональдсон) зарабатывает миллионы долларов в год. К тому же среди них часто попадаются очень успешные инвесторы».

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...