Rixos Chemistry: как казахстанский производитель может конкурировать с международными брендами
История семьи Гасановых – пример удивительной целеустремленности, поддержки и верности семейным ценностям. Три поколения шаг за шагом создавали крупнейшее в Казахстане производство бытовой химии для дома - Rixos Chemistry, с точками продаж во всех регионах Казахстана
Завод, выпускающий продукцию под торговой маркой Rixos Chemistry расположен в Карасайском районе Алматинской области. На площади в 5 тыс. квадратных метров расположено производство бытовой химии и склад. В месяц с конвейера сходит порядка 500 тонн разной продукции. В ассортименте свыше 120 наименований - автошампуни, жидкое мыло, стеклоочистители, кондиционеры для белья, моющие средства для дома, смягчители и ополаскиватели, влажные салфетки.
Все производится по международным стандартам. За основу взяты европейские и турецкие технологии - Турция считается одним из мировых лидеров в области мыловарения.
- В этой отрасли постоянно появляется что-то новое. В следующем году мы планируем расширять ассортимент до 150-ти позиций. Будет больше продукции для химчистки автомобилей, для детейлинг–центров, где проводятся покрасочные работы. Еще один актуальный тренд - гипоалллергенные серии для тех, кто не может пользоваться обычной бытовой химией для дома, - рассказывает Вахид Гасанов, директор завода.
История семейного бизнеса
В двадцать пять лет он успешно управляет семейным делом, выводя компанию на новый уровень развития. О популярности Вахида Гасанова красноречиво говорят свыше ста тысяч подписчиков в Instagram. Молодой, перспективный бизнесмен, одетый с иголочки, с дипломом казахстанско-турецкого лицея, где дают образование на четырёх языках: казахском, русском, турецком и английском. Олицетворение успеха, к которому свыше семидесяти лет шла его большая семья. Он – представитель курдской диаспоры, народа, который без особых разбирательств сослали в чужие земли, не дав возможности собраться, по-человечески распрощаться с родным краем, лишив всего нажитого имущества.
В 30-50 годы Казахстан стал гигантским поселением ссыльных, репатриированных и эвакуированных из разных уголков СССР. Холод, голод, грязные вагоны и долгий-долгий путь. Так попал в Казахстан глава рода Гасановых - дед Вахида - Алисултан Гасанов, во время насильственного переселения народов.
Курдская диаспора, выселенная с Кавказа, обосновалась в поселке Жанатурмыс Алматинской области. По сей день там проживает свыше 700 семей, и все говорят на казахском языке, отдавая дань уважения казахскому народу. У Алисултана Гасанова родились сыновья и внуки, став бизнесменами.
И он по сей день говорит, что каждый из них должен делом отблагодарить страну, жители который по доброте сердечной помогли выжить в трудные годы. Каждый год в месяц Рамазан он проводит бесплатные ауыз ашар для всех желающих, поддерживает одиноких пожилых людей. Поднимать страну и развивать экономику – в этом видят свою миссию его дети. Завод Rixos Chemistry – крупнейший работодатель и крупнейший налогоплательщик области.
- Нашего дедушку Алисултана и родственников переселили в Казахстан с Кавказа. Братья-казахи нас очень гостеприимно приняли. Я обучался на казахском языке, и сейчас мне это помогает в бизнесе. Любому человеку приятно, когда ты говоришь с ним на родном языке. Постоянно делаешь какие-то коллаборации с бизнесменами, и они принимают тебя, как близкого человека, - рассказывает Вахид Гасанов.
Бизнес начинали с нуля - торговали на базарах, затем в девяностые годы отец Вахида - Муса Гасанов стал официальным дистрибьютором турецкой компании Ülker, выпускающей сладости. Склад продукции был дома. Вахид Гасанов вспоминает, что дом был завален шоколадками Albeni, а ему еще в младших классах приходилось работать с документами, заполнять накладные и даже грузить ящики с товаром.
- Отец осознавал, что Ülker может построить завод в Казахстане и мы будем не нужны. Тогда он принял решение создавать свое производство, сосредоточившись на востребованном сегменте бытовой химии. До этого мы работали на базарах с братьями. Я помню, у нас склад был дома. Мои сверстники играли, а я вникал в тонкости бизнеса. Но сейчас у меня большая благодарность к отцу, который дал мне все эти знания. Если начинать с нуля, на получение знаний уйдет лет десять. Тогда, наверное, лет в сорок станешь предпринимателем. А сейчас мне всего 25, - улыбается предприниматель.
Встал на ноги сам – помоги близкому. Этому принципу Гасановы следует до сих пор. В семейном бизнесе занято свыше пятидесяти родственников. Такой подход разбивает стереотип о том, что с родственниками лучше не иметь деловых отношений. Главное – четкая иерархия.
- Никто не будет заботится о бизнесе лучше, чем вы сами. По сей день мои дяди и тети в бизнесе больше тридцати лет. Мы – кровные родственники и у нас нет разногласий, никто не употребляет спиртного, не играет в азартные игры. Мы придерживаемся воспитания нашего дедушки. Казахи говорят: Балық басынан шіреді. Если у вас хороший управленец, который четко поставит задачи и вы будете придерживаться дисциплины, у вас будет порядок, - объясняет Вахид Гасанов.
Как завоевать локальный рынок
Несколько раз в год Вахид Гасанов лично объезжает подведомственную ему территорию – все точки продаж в областных центрах. Парадокс, но рядовому алматинскому покупателю бренд Rixos Сhemistry мало известен, хотя завод находится рядом с городом. Зато эту торговую марку бытовой химии хорошо знают и любят в Шымкенте, Караганде, Таразе, Усть-Каменогорске, Кызыл-Орде.
Почему так сложилось? Дело в том, что в крупных городах, таких, как Алматы или Нур-Султан, на рынке бытовой химии большая конкуренция. На первых порах казахстанскому производителю было сложно конкурировать с мощными международными брендами. Поэтому было решено зайти на рынок через регионы.
- В регионах живут менее обеспеченные люди с меньшей зарплатой. Они обращают внимание на цену. В Алматы все обращают внимание на бренд, покупают моющее средство на кухню за 900 тенге. Наше моющее средство стоит 180 тенге. Мы – дешевле, потому что производство находится здесь, в Казахстане. Никакой разницы с международными брендами нет, мы постоянно проводим тесты, - объясняет предприниматель.
Сейчас регионы уже освоены - в каждом городе есть точки продаж, ассортимент стал шире, а в производстве используются самые инновационные средства. Теперь уже искушенные покупатели начинают сами искать продукцию Rixos Сhemistry. К примеру, многочисленные автомойки Алматы уже оценили автошампуни и стеклоочистители этой марки. Дело за масс-маркетом, который сейчас осваивает компания, одновременно присматриваясь к рынкам соседних стран. В планах на ближайшие пять лет выход на рынок Таджикистана, Кыргызстана. Большие надежды возлагаются на Узбекистан и Украину, где новые президенты гарантируют комфорт ведения бизнеса. Наша задача, говорит Вахид Гасанов – показать, что казахстанский производитель может конкурировать на рынках, даже с такими крупными производителями, как Procter and Gamble.
Автор: Ольга Настюкова
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook