ПРЯМОЙ ЭФИР

Почему в Казахстане почти нет коммерческого высокотехнологичного производства

Отечественные разработчики высокоточной электроники говорят, что Казахстан имеет потенциал для импортозамещения продукции, нужной для цифровизации промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и создания «умных» городов. Но чтобы сделать технологическую революцию на небольшом внутреннем рынке, нужна помощь государства

Фото: Pixabay.com

- Мы – та цифровизация, о которой все любят говорить, - рассказывает начальник специального конструкторского бюро НИИТК Владимир Лазаренко. Несколько комнат в институте транспорта и коммуникаций отведены под конструкторское бюро. Здесь разрабатывают программное обеспечение, тестируют и собирают казахстанские радиоэлектронные устройства. Оборудование выпускается небольшими партиями: устройства ограничения скорости, тахографы, бортовые терминалы, навигаторы, «тревожные кнопки» ЭВАК для экстренного вызова при авариях и другие приборы для транспорта и навигации.

Фото: Владимир Лазаренко, личный архив

- Сборка проводится здесь. Есть комплектующие, которые в Казахстане не выпускаются, например,  платы по заказу нам изготавливают в Беларуси по нашим чертежам, - рассказывает Лазаренко.

Массовый покупатель о казахстанских навигаторах имеет весьма смутное представление. Этому есть объяснение - работа ведется в сегменте B2B. Реализацией казахстанских ноу-хау занимается созданное при институте транспорта ТОО «Элеко».  Это - единственная в стране частная фирма, специализирующееся на создании спутниковых систем мониторинга, контроля и обеспечения безопасности наземного колесного транспорта. По словам Владимира Лазаренко, с 1993 года в Казахстане ведется большая работа по проектированию систем радиочастотной идентификации транспорта, спутниковых систем  – с 2006 года. По качеству продукция казахстанских сборщиков не уступает зарубежным аналогам.

- Мы были на уровне России, начинали с ними одинаково. Все запатентовали. Но никто никого не поддерживает. Там мощные предприятия, которые могут позволить себе выпускать большие партии, - объясняет он.

Коммерциализация научных разработок, считают ученые, должна быть вопросом государственной важности. Сейчас казахстанские изобретатели, после научного обоснования идеи и ее патентования, остаются один на один с подготовкой технико-экономического обоснования. Второй проблемой становится поиск инвестора. У конструкторского бюро несколько десятков патентов, но, как говорят здесь, это скорее «для галочки». .

- 99 процентов продуктов, которые мы можем выпускать, завозятся из России, из Китая, из Израиля. Мы выпустили несколько тысяч терминалов для автобусов, но не потянули конкуренцию с российскими предприятиями. Или сейчас говорят, что все ввозимые автомобили и все автобусы должны быть оснащены кнопкой экстренного вызова. В Казахстане в большинстве автомобилей устанавливается российская «ЭРА-ГЛОНАСС», даже в машинах, собранных на казахстанских предприятиях. Технически она идентична нашему ЭВАК, но требует дополнительной платной регистрации, - говорит Владимир Лазаренко.

В мире, говорят разработчики, большинство стран с развитой электронной промышленностью, имеют и развитые программы ее поддержки. К примеру, в России устойчивый спрос на электронику обеспечивают крупные компании с госучастием. Формально в Казахстане это понимают и на стратегическом уровне все выглядит неплохо, но до практической реализации дело пока не доходит.

В портфолио конструкторского бюро есть успешные рыночные проекты: система диспетчеризации и мониторинга вывоза мусора  для коммунальных предприятий. Разработана технология контроля и учета племенного поголовья, основанная на радиочастотных (RFID) технологиях идентификации объектов. На знакомых каждому Алматинцу зеленых велосипедах Almaty Bike установлены скрытые миниатюрные бортовые терминалы (на фото), фиксирующие местоположение. Но все это - мелкосерийное производство.

- Мы предлагаем полный цикл разработки и производства радиоэлектронных устройств.  Консультируем белорусское министерство транспорта. Мы даже в Китай высокоточное оборудование продаем! Но то, что у нас берут в Казахстане – это маленький ручеек. Нужно срочно в нормативно-правовой базе делать акценты на казахстанских производителей, - резюмировал Владимир Лазаренко.  

Институт постоянно ведет переговоры об установке оборудования в каретах «скорой помощи», автомобилях дорожной полиции, ЧС, пожарных. И, чтобы патенты не пылились на стенах, ищет новые рыночные ниши. Перспективным направлением, кроме перевозок, здесь считают рынок профессиональной охраны объектов и людей. Так, сейчас в НИИ ведутся разработки по созданию систем контроля обширных территорий с разным рельефом и систем отслеживания местоположения и физического состояния людей с использованием беспроводных технологий, для обеспечения безопасности туристов, детей и лиц, работающих в экстремальных условиях.

Автор: Ольга Настюкова

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...