ПРЯМОЙ ЭФИР

Малый бизнес уходит в онлайн

В эпоху пандемии даже самые консервативно настроенные предприниматели пытаются перевести свой бизнес в онлайн. Зачастую для этого вполне достаточно имеющихся торговых платформ и социальных сетей

Фото: Pixabay

Число онлайн-покупок, совершенных казахстанцами растет из года в год, этой весной произошел всплеск активности. И если по числу транзакций на рынке доставки еды, продуктов питания и покупок в крупных интернет-магазинах статистика достаточно точно отражает происходящее, то по рынку, где главные игроки – это мелкие предприниматели, такой информации практически нет.

Учитывая, что в период с марта по май все не продуктовые рынки были вынуждены закрыться, многих индивидуальных предпринимателей, это побудило активизироваться и уйти в онлайн. Согласно исследованию группы, IDF Eurasia в Казахстане (бренд МФО Solva и Moneyman), на этот шаг решились свыше 55% тех, кто раньше торговал только оффлайн.

О серьезных изменениях в отношении к онлайн-покупкам также свидетельствует и рост числа платежных карточек в обращении. В текущем году их количество возросло на 54,7%, т.е. на 18-миллионное население Казахстана сегодня приходится 38,8 млн карточек. Даже конвертация валюты сейчас все больше осуществляется онлайн, о чем говорит сужение рынка пунктов по обмену валюты – по состоянию на конец мая число обменных пунктов в стране сократилось на 5,2% и очевидно, что эта тенденция сохранится и в будущем. Часто в качестве метода онлайн-оплаты выступают Kaspi переводы, которые пока что можно совершать без уплаты какой-либо комиссии или налогов.

По словам 46-летнего предпринимателя Рустама из Алматы, после того как закрылась «барахолка», где у него была своя торговая точка, ему пришлось искать новые варианты заработка.

Когда деньги стали заканчиваться я запаниковал, начал думать, что же делать дальше. Сначала мы с супругой открыли в кладовке рядом с подъездом своего дома маленький магазинчик, где начали распродавать остатки своего товара. Потом начал размещать объявления о продаже детской одежды и аксессуаров для мобильных телефонов на всех доступных площадках – market.kz, olx.kz, slando.kz и т.д. И потихоньку почти все распродал и заказал новую партию товара. Когда объявили второй карантин, уже не переживал поэтому поводу.

Как отмечают те, кто давно занят в сфере торговли, электронные маркетплейсы – это также отличный способ «прощупать» рынок, проверить насколько привлекательным является тот или иной товар. Если он востребован, то продажи пойдут в любом случае и способ продажи – онлайн или офлайн не так уж и важен.

«Производством корпусной мебели я занимаюсь более 15 лет, раньше давал объявления в бесплатных газетах, также заказы поступали от знакомых. Но потом газеты пропали, и мне пришлось развивать онлайн направление. Хотел создать свой сайт, но оказалось, что это дорого, поэтому стал просто размещать объявления на разных площадках, например, на olx.kz  и дело пошло», - рассказывает Андрей Ж. из Алматы

Несколько иначе ситуация обстоит в регионах, где в небольших городах и поселках ИП для продвижения своего бизнеса чаще используют не маркетплейсы, а социальные сети. В этом случае занять определенную нишу и реализовывать товар среди местного сообщества технически гораздо проще.

По словам Айжан К. проживающей в одном из райцентров Северо-Казахстанской области, раньше она торговала нижним бельем на рынке, но с карантином начала продвигать товар на своей странице в Instagram. «Может быть пока не все так гламурно, как хотелось бы, но клиенты меня знают и продажи идут неплохо», - отмечает она.

Как правило, многие ИП в первое время используют лишь предоставляемые площадкой бесплатные возможности. Однако им также приходится развивать доставку, учиться «продавать» свой товар по телефону и составлять продающие тексты объявлений.

Иными словами, в условиях карантина казахстанские предприниматели демонстрируют готовность адаптироваться к меняющимся условиям и делают это наиболее оптимальным для себя способом, максимально снижая издержки. Очевидно, что, когда история с пандемией пойдет на спад часть ИП вновь вернется в оффлайн. Однако ценность онлайн-инструментов для продвижения бизнеса и продаж никуда не исчезнет, наоборот, она будет лишь возрастать.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...