ПРЯМОЙ ЭФИР

Логистика эпохи пандемии: выжить любой ценой

Пандемия коронавируса COVID-19 значительно повлияла на ситуацию на местных и глобальных рынках. Закрытые границы между странами, городами одной страны, поселками – все это нарушило не только обычный ход жизни, но еще очень сильно повлияло на логистический сектор Казахстана. Были нарушены привычные связи между производителями и потребителями и внесены серьезные изменения в бизнес логистических компаний

Фото: uchet.kz

Грузооборот железнодорожного транспорта республики в прошлом отчетном году составил 302,156 млрд т/км, увеличившись на 4,5%, грузооборот автотранспорта, напротив, снизился на 12%, до 160,685 млрд т/км, воздушного транспорта – на 32,8% до 56,2 млн т/км, сообщает Учет.kz.

Журналист Учет.kz в интервью с учредителем группы компаний "Interlink Global Services" Болатом Джанабаевым обсудили насколько кризис вызванный пандемией COVID-19, и ограничения связанные с ним вызвали дисбаланс грузопотоков, приостановку производств и наихудшим образом повлияли на непрерывность и прочность цепочек поставок.

- Расскажите, как логистический сектор Казахстана пережил жесткий локдаун в 2020 году?

- Пандемия COVID-19 спровоцировала кризис мирового масштаба и большую часть 2020 года глобальная экономика функционировала в условиях чрезвычайной ситуации. Введение на территории Республики Казахстан чрезвычайного положения привело к ухудшению положения экономики, особенно уязвимым оказался малый и средний бизнес.

Транспортная отрасль серьезно пострадала в 2020 г.: за январь-декабрь транспортом было перевезено 3 957,5 млн тонн грузов, что на 6,6% меньше уровня января-декабря 2019 г. Пандемия COVID-19 оказала как прямое влияние на данный сектор через ограничение передвижения в рамках карантинных мер, так и косвенное – снижение экономической активности в остальных секторах экономики привело к снижению объемов грузоперевозок. 

Сначала закрылся Китай, и это обернулось сбоями в поставках товаров из Азии. Затем остановилось производство в Европе. Были нарушены схемы поставок большинства международных предприятий. В 2020 году в Китае наблюдалось практически полное отсутствие контейнеров. Китай раньше других вышел из карантина и начал отправлять экспортную продукцию в страны, которые были на карантине – это Америка и Европа. Ввиду сокращения обратных грузопотоков контейнеры не возвращались, скапливались в портах и морские линии вынуждены были отправлять за ними отдельные судна, что привело к росту тарифов на морские перевозки в 4-5 раз. 

Странами региона был принят ряд мер, связанных с закрытием границ и ограничениями на их пересечение, введены санитарные протоколы. От этих мер особенно пострадали перевозки грузов автомобильным транспортом в связи с увеличением сроков и расходов на транспортировку. С другой стороны, для железнодорожного транспорта требовалось меньше протоколов. В связи с этим значительная часть грузопотока сместилась от автомобильного транспорта к железнодорожному. По данным Европейской экономической комиссии, во втором квартале 2020 года грузопотоки по Евроазиатским маршрутам через Казахстан, Российскую Федерацию и Беларусь увеличились на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

- Какие изменения произошли в работе Вашей компании с учетом новых реалий? Была ли произведена оптимизация?

- Значительная часть офисных сотрудников была переведена на удаленный режим работы, на производственных площадках и складах были введены меры охраны труда с повышенными санитарными требованиями. Мы также автоматизировали рабочие процессы, чтобы иметь возможность работать в удаленном совместном доступе с любыми документами в облачных решениях, обеспечили доступ ко всем корпоративным IT инструментам, внедрили формат совещаний в режиме аудио/видеоконференции, электронный документооборот. Логистическим провайдерам нужно обладать удивительной гибкостью, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться под запросы клиентов, уметь принимать решения на ходу и менять план действий, если того требует ситуация.

- Произошли ли какие-либо изменения в кадрах, возможно, стало проще или сложнее набирать сотрудников? Может быть, произошли изменения в требованиях к квалификации сотрудников?

- В сфере экспедиторских услуг условия поиска и найма значительно не изменились. Вероятно, ввиду того, что сфера деятельности достаточно быстро смогла адаптироваться к условиям удаленной работы и значительного сокращения рабочих мест не произошло.

Наиболее сложным, во время карантина и удаленной работы, был процесс «адаптации новых сотрудников». Даже при наличии соответствующего опыта «новичка» и программ адаптации в компании, необходимы мотивирующие факторы и «живое» общение внутри коллектива.

В условиях карантина повысилась необходимость в более технологичном подходе и автоматизации процессов, соответственно изменились требования к компетенциям сотрудников, особенно в области IT.

- Как сейчас обстоят дела в секторе? Есть ли проблемы с пересечением границ? Была ли оказана поддержка со стороны государства?

- С ослаблением жестких карантинных ограничений и началом запланированной вакцинации от COVID-19 по всему миру наблюдается восстановление экономической активности, что уже отражено во многих экономических прогнозах. В то же время на российско-казахстанской границе ввели обязательный досмотр каждого транспортного средства, в связи с чем, в транспортном средстве должен быть обязательно технологический проход для облегчения досмотра. Это спровоцировало коррупционные схемы, т.к. отправители/получатели грузов не готовы оставлять в транспортном средстве пустые места, что приводит к удорожанию себестоимости перевозки и соответственно, импортируемых товаров. Все эти проблемы можно было бы решить установкой рентгенов, которые имеются на некоторых погранпереходах, но постоянно в нерабочем состоянии.

- В какие регионы совершаются самые крупные грузопотоки продукции? Какие направления наиболее динамично развиваются сейчас?

- Глобально в рамках страны сложно ответить на данный вопрос, отвечу в рамках нашей компании. Если рассматривать статистику на основе перевозок в период пандемии, то значительно вырос объем грузоперевозок из Европы, Турции, РФ и Беларуси в Казахстан всех типов товаров. Одной из причин является затор грузопотока из Китая. Многие наши клиенты, вынуждены были искать аналоги сырья или компонентов для производства из близлежащих стран.

- Как считаете, какой вид перевозок наиболее востребован?

- Каждый вид перевозок востребован под определенные типы грузов. По моему мнению, автомобильные перевозки пользуются большей популярностью по сравнению с железнодорожными перевозками, ввиду отсутствия необходимости специальной инфраструктуры для организации перевозок. К основным преимуществам автоперевозок можно отнести скорость доставки и гибкость возможных маршрутов. Авиатранспорт идеальный вариант для доставки срочных международных грузов, но его стоимость сказывается на себестоимости товара, т.к. данный вариант перевозок достаточно дорогой.

- Расскажите о состоянии инфраструктуры: состояние дорог, железнодорожных путей, пунктов приема грузов, складов и т.д.

- В настоящее время в республике имеются серьезные проблемы с качеством ремонта дорог и обновлением транспортных средств, обеспеченностью транспортного комплекса квалифицированными кадрами и научными учреждениями транспортного профиля. Проблемы снижают эффективность функционирования транспорта Казахстана в сравнении с развитыми государствами и влияют на снижение безопасности грузовых перевозок. Транспортная система в ее нынешнем состоянии не может обеспечить в полной мере потребности экономики, учитывая огромную территорию. В то же время, в сегменте автомобильных грузовых перевозок наблюдается неразвитость автоматизированных информационных систем, позволяющих осуществлять полноценно мониторинг с помощью современных телекоммуникационных и спутниковых комплексов. Также в сфере автомобильного транспорта недостаточно эффективный контроль соблюдения мер безопасности, неудовлетворительное состояние транспорта и объектов инфраструктуры. Все это определяет современную ситуацию с безопасностью на транспорте, как достаточно сложную.

- Есть ли у Казахстана шансы стать по-настоящему крупным логистическим хабом Евразийского континента?

- Транзитный потенциал Казахстана очень высокий, из-за географического положения. Но требуется еще огромная работа по развитию инфраструктуры.

- Поделитесь, возможно, уже изобретены технологии и внедрены цифровые IT решения в логистической отрасли для облегчения деятельности? Есть ли какие-то современные решения на складе, в части IT, или роботизированных технологий?

- Есть IT- программы для оптимизации маршрутных листов при внутригородской курьерской доставке. Но крупных, масштабных IT проектов в сфере международной экспедиции и перевозок на данный момент нет. Сейчас разрабатываются небольшие локальные проекты, но они не готовы к широкомасштабному выходу на рынок. Вселяет оптимизм мысль, что в ближайшее время будут запущены проекты с использованием искусственного интеллекта.

- Что ждет логистический сектор в будущем в Казахстане, возможно с учетом поддержки государства?

- Казахстан удален от основных мировых рынков. По этой причине экономика Казахстана отличается высокой грузоемкостью. Более 80% грузоперевозок приходится на сухопутный транспорт. Транспорту отводится важнейшая роль в осуществлении межгосударственных связей. Их интенсивный рост предъявляет новые, возросшие требования к развитию транспортного комплекса, от состояния которого в значительной мере зависят результаты развития внутренней экономики республики и международного сотрудничества. Я считаю, что отрасль имеет значительный международный потенциал, который пока недостаточно задействован. Мировая торговля развивается высокими темпами в течение последних двух десятилетий. Ежегодный товарооборот между Европой и Азией, составляет на данном этапе около 400 миллиардов долларов. В этой связи, выгодное географическое расположение Казахстана целесообразно использовать для прохождения грузопотоков между Европой и Азией для чего требуется развитая инфраструктура, которая на данном этапе может быть воплощена в жизнь только с помощью и на средства государства.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...