ПРЯМОЙ ЭФИР

Даркнет для медиа

Как работают анонимные Telegram-каналы и что с ними делать

Telegram входит в топ-10 самых популярных приложений. Основная аудитория мессенджера — люди возрастом от 18 до 34 лет. Их привлекает не только удобство, но и одно из конкурентных преимуществ — анонимные Telegram-каналы. Это внутренние медиа, которые публикуют очень разный контент — от мемов до политических и бизнес-инсайдов

В своей колонке Head of Content Vector Дмитрий Кошельник разобрал историю возникновения этого феномена, особенности работы каналов и способы регулирования.

Человек в черном

Разговор об анонимных Telegram-каналах стоит начать с личности основателя и истории создания мессенджера. Павел Дуров — одновременно самый закрытый и самый цитируемый российский миллиардер. Он не появляется на публике, почти не дает интервью, а со своей аудиторией общается исключительно через соцсети и канал в Telegram. 

В 2012-м российский журналист Николай Кононов выпустил книгу «Код Дурова». Она до сих пор остается единственной подробной биографией Дурова. В ней предприниматель выглядит таким себе анархистом от бизнеса. Он не верит в будущее государств, предпочитает свободу и креативность, а также выступает против авторитаризма, ограничений и контроля.

Эти черты прослеживались в его первом серьезном проекте. В 2006-м году Дуров вместе с Вячеславом Мирилашвили и Львом Левиевым запустил соцсеть «ВКонтакте». Техническим директором выступил брат Павла — Николай, которого часто называют гениальным программистом.

«ВКонтакте» — успешный клон Facebook с отличиями в плане цензуры и модерации. В том числе Дуров не стал бороться с пиратским контентом и порно на площадке.

Предприниматель хорошо понимал пользователей из Восточной Европы и нашел конкурентное преимущество. Но Дуров не просто разрешил пиратский контент и возможность высказываться по разным поводам: он привязал к этому ценности. Например, свободный обмен информацией, борьбу с системой и готовность нарушать правила ради этого.

Конечно, и при Дурове во «ВКонтакте» была модерация, но время от времени предприниматель делал яркие публичные жесты. Например, в 2012 году Сергей Лазарев объявил о намерении подать в суд на «ВКонтакте» из-за пиратства. В ответ Дуров удалил со своей площадки все песни исполнителя. Решение объяснили «низким качеством исполнения». Сам Дуров написал в Twitter, что после удаления треков Лазарева культурная ценность аудиозаписей соцсети «резко выросла». 

Павел Дуров об удалении музыки Сергея Лазарева из ВК

Telegram появился после другой громкой истории. В 2011 году Дуров отказался по требованию ФСБ закрыть пять оппозиционных групп и две встречи. Затем его вызвали на допрос в прокуратуру, но Дуров проигнорировал повестку. После этого к квартире предпринимателя пришли люди в масках. Он не открыл дверь, и в итоге его не задержали. 

По официальной версии, после ухода силовиков Дуров решил написать своему брату Николаю и осознал, что у него нет безопасного средства для общения. 

Первую версию Telegram запустили в августе 2013-го. Это был своеобразный аналог WhatsApp. Его конкурентным преимуществом стали «секретные чаты». Это переписки, в которых используется сквозное шифрование. Сообщения хранятся только на устройствах получателя и отправителя.

Нет никаких гарантий, что эта история полностью правдива. Зато она укрепляет образ Дурова как борца с системой. Уже после своего отъезда из России он дал несколько интервью западным изданиям. Похоже, их целью было публично рассказать о своих взглядах и идеологии мессенджера. Дуров объяснял свой отъезд политическими причинами, включая последствия отказа предоставить спецслужбам данные украинских пользователей. 

Тогда же он объявил, что Telegram должен повысить планку человеческих коммуникаций. Дуров говорил, что для этой цели компания должна сохранить независимость. Потому он сам финансировал проект. Сейчас Дуров довольно часто пишет о цифровой свободе. В том числе он считает, что Apple и Google ей угрожают.

Для понимания контекста работы анонимных каналов в Telegram важно уточнить, что Дуров и его компания не сражаются с политическими режимами. Он просто предоставляет коммуникационный инструмент, который могут использовать и оппозиция, и провластные силы. 

Последнее в недавнем документальном фильме о Дурове подчеркнул вице-президент Telegram (ранее занимал эту же позицию во «ВКонтакте») Илья Перекопский. Он отметил, что компания просто предлагает платформу, на которой люди могут выражать любое мнение. Тот же отказ от блокировок оппозиционных групп Дуров объяснял желанием не допустить оттока пользователей к конкурентам.

Медиа внутри мессенджера

Евангелист Telegram и друг Дурова Антон Носик утверждал, что на развитие Telegram-каналов повлияло распространение порно. По данным издания «Секрет Фирмы», первые 100 000 активных пользователей пришли в основном из ОАЭ и Саудовской Аравии. К ним присоединились и другие государства Ближнего Востока. 

В мусульманских странах контент для взрослых традиционно запрещен. Зато в Telegram пользователи из Саудовской Аравии начали создавать своеобразные порнографические издания. Эти небольшие собрания примерно по 200 человек стали своеобразными аналогами тематических форумов. Спустя три года в Telegram добавили возможность создавать полноценные медиа на базе мессенджера — блог-платформу Telegraph.

Носик называл каналы новой формой СМИ — анонимной, но с брендом. То есть пользователь доверяет не конкретному человеку или редакции, а паблику. По версии Носика, благодаря анонимным каналам пользователи останутся свободными от государственной пропаганды. 

Создание такого медиа стоит дешево, а значит их легко запускать. В идеальном мире за анонимными каналами стояли бы отраслевые инсайдеры, эксперты и активисты, которые не могут выражать свое мнение публично. На практике же это обернулось появлением мини-медиа, которые транслируют выгодные третьим лицам политические месседжи, продвигают вредные для общества тренды или атакуют конкурентов.

Широкое применение и никакой ответственности

Telegram-каналы часто работают сетками. Например, заинтересованное лицо действует через три канала — нейтральный, поддерживающий определенную точку зрения и оппозиционный. Так можно диктовать большой аудитории определенный нарратив. 

Многие анонимные каналы связаны между собой через взаимную рекламу, рекомендации, упоминания и репосты. Это помогает не только нарастить аудитории, но и транслировать нужные третьим сторонам месседжи. Такие каналы неплохо монетизируются — в топовых пост стоит около $1000. 

Впрочем, спрос на такие паблики есть и в бизнесе. Например, на отраслевые каналы для критики конкурентов. Работает все по такой схеме — команда запускает Telegram-паблик. В нем рассказывают о проблемах сферы — от плохих кейсов до госрегулирования. При грамотном построении свою долю критики получают все участники рынка. Просто заказчика критикуют реже и менее конкретно. 

Через Telegram-каналы легко манипулировать общественным мнением и привлекать пользователей. Читатель вряд ли захочет или сможет отследить изначальный источник информации и станет проверять ее достоверность.

«Инсайды» быстро переходят в другие соцсети и платформы. В погоне за кликами и лайками их легализуют реальные СМИ, лидеры мнений и обычные пользователи. Для этого необязательно поддерживать написанное в канале. Достаточно отреагировать или даже выпустить опровержение. 

Еще одна проблема — смена владельца. При продаже или переходе контроля над каналом никто не будет об этом объявлять публично. Зато контент изменится, и при правильной подаче значительная часть аудитории этого даже не заметит. Или наоборот — перетечет в другой канал от тех же людей, где продолжит потреблять «инсайды».

Как государства пытались блокировать Telegram

Время от времени всплывают новости о решении заблокировать мессенджер или отдельные каналы в определенной стране. Например, 24 февраля 2021-го Киевский районный суд Харькова принял решение заблокировать четыре пророссийских Telegram-канала. В итоге выяснилось, что операторы технически не могут выборочно блокировать отдельные каналы. 

Помимо опыта РФ, есть еще один яркий пример попытки блокировки Telegram. Это случилось в 2018-м в Иране. Для контекста, в этой стране мессенджер очень популярен. На то время в Telegram было около 678 000 каналов на персидском языке с 2 млрд посещений в день. Мессенджер активно использовали и для бизнеса, например, продавали товары. 

В декабре 2017-го в Иране начались антиправительственные протесты, которые привели к стычкам с полицией. В дело вмешался популярный Telegram-канал @amadnews. В нем протестующих призывали к использованию коктейлей Молотова. Министр по коммуникациям и информационным технологиям Ирана Мохаммад-Джавад Азари Джахроми обратил внимание Дурова на этот канал. В итоге Telegram заблокировал @amadnews и его зеркала. Официальная причина — критиковать в Telegram можно, но призывать к насилию нельзя.

Дальше команда канала уведомила Telegram, что уволила человека, который призывал к вооруженному восстанию. Бан сняли, но это не понравилось правительству Ирана. В итоге оно заблокировало Telegram вместе с Instagram.

Блокировки Телеграм в Иране

После этого начали набирать популярность неофициальные клиенты мессенджера. Плюс значительная часть иранцев умеет пользоваться VPN и другими инструментами для обхода блокировок. Количество просмотров в новостных каналах упало в среднем на 20%. У остальных этот показатель снизился примерно на 50%. 

13 января 2018-го Telegram разблокировали, поскольку иранский бизнес понес убытки. Впрочем, 30 апреля его забанили повторно. В итоге Telegram все равно продолжают использовать в Иране.

Что с этим делать

Вышеописанные ситуации показывают, что заблокировать Telegram или отдельные каналы сложно, а обойти правительственные ограничения — наоборот.

Вот только Дуров для борьбы с блокировками использует «Цифровое сопротивление». Так называется децентрализованное движение в защиту цифровых свобод и прогресса. Дуров объявил о его старте в 2018-м после блокировки мессенджера в России. Предприниматель выплачивает гранты администраторам прокси-серверов и VPN. Последние же помогают Telegram оставаться доступным аудитории. К тому же блокировка каналов или мессенджера не решит проблему. Заинтересованные стороны просто найдут другую площадку.

Конечно, можно попытаться регулировать анонимные каналы, но применить к ним и их владельцам санкции — проблематично. Даже если их законодательно обяжут раскрывать данные о себе, то заставить это делать не получится. 

Другой вариант — бороться с «инсайдами» в инфополе. Например, ведомства начнут активно опровергать фейки от популярных каналов. Это тоже не сработает. Во-первых, читатели каналов вряд ли поверят опровержениям, а реакцию властей (даже если это отрицание) воспримут как подтверждение информации. Во-вторых, это привлечет дополнительную аудиторию на канал, ведь о нем узнают еще больше людей.

Третий вариант — проблема решится сама собой. Анонимные каналы выглядели привлекательно, когда их было мало. Из-за роста количества «инсайды» уже не воспринимаются как что-то неожиданное и важное. 

Вероятно, аудитория подустала от сенсаций. Это не значит, что в итоге люди перестанут читать и верить Telegram-каналам, но они потеряют значительную часть своего влияния. Правда, для начала медиа, лидерам мнений, политикам и другим заметным участникам инфополя стоит перестать распространять их контент. 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...