ПРЯМОЙ ЭФИР

20 лет со дня гибели подлодки "Курск": один из поворотных моментов современной российской истории

Многие уверены, что подводники были бы спасены при условии вовремя начавшейся спасательной операции. Борис Кузнецов, адвокат родственников безвременно погибших моряков, утверждал, что выжившие продержались несколько дней, но спасатели прибыли слишком поздно

Фото: getty images

12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск" во время учений. Из 118 человек не выжил никто.

План учений состоял в том, что "Курск" сначала должен был обстрелять ракетой "Гранит", а после этого торпедировать корабельную группировку, в составе которой были авианосец "Адмирал Кузнецов" и ракетный кресер "Петр Великий". 

Во время подготовки торпедной атаки в четвертом торпедном аппарате "Курска" взорвалась практическая торпеда 6576-А, из-за чего подлодка резко опустилась на глубину 108 метров. Уже там произошел второй взрыв, уничтоживший всю носовую часть субмарины. Большая часть экипажа из первого, второго и третьего отсеков погибли сразу, выжившие сгруппировались в девятом отсеке. 

в 23:30 12 августа началась поисковая операция, а в 03:20 утра "Петр Великий" нащупал эхолотом лодку на самом дне.

Российские спасатели в течение нескольких дней безуспешно пытались пристыковать спецаппарат к аварийному люку "Курска", чтобы проникнуть внутрь подлодки, но специальное металлическое стыковочное кольцо было сильно повреждено, у спасателей не было ни единого шанса.

Великобритания и Норвегия предложили помощь, но приступить к работе норвежские водолазы смогли только 20 августа. На следующий день они смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк подлодки. Увы, выживших внутри "Курска" не было.

Прощальная записка

118 человек трагически погибли в этой катастрофе. В девятом отсеке 23 человека еще какое-то время были живы после взрыва в носовой части подлодки. Среди них находился капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир турбинной группы дивизиона движения из седьмого отсека. Умирая, он оставил прощальную записку, которая стала знаменитой. Он признавался в любви жене, призывая не отчаиваться и быть сильной после его гибели.

Многие уверены, что подводники были бы спасены при условии вовремя начавшейся спасательной операции. Борис Кузнецов, адвокат родственников безвременно погибших моряков, утверждал, что выжившие продержались несколько дней, но спасатели прибыли слишком поздно.

Правда же заключается в том, что подводники просили о помощи и отчаянно стучали кувалдой или другим металлическим предметом больше двух суток - с 2 часов ночи 13 августа до вечера 14 августа. В гидроакустических журналах кораблей и судов последние стуки зафиксированы в 11 часов 14 августа, а по показаниям свидетелей стуки продолжались до вечера того же дня, - пишет в своей книге адвокат.

Официальная версия такова: источником стука стало аварийное устройство, которое помогало акустикам спасательных кораблей обнаружить субмарину, а выжившие прожили лишь несколько часов. Их не удалось бы спасти, даже если бы не было задержки.

Критика властей и улыбка Путина

После этой трагедии россияне стали критиковать поведение властей и ход спасательной операции. Для Путина гибель "Курска" стала первым серьезным испытанием на посту президента. Во время катастрофы глава России был в отпуске, но вернулся из Сочи спустя пять дней после произошедшего. Критики отмечали, что он не выказывал никаких эмоций в связи с гибелью экипажа, но больше всего их разозлили слова Путина в интервью ведущему CNN Ларри Кингу: на вопрос, что произошло с подлодкой, президент ответил: "Она утонула" и едва заметно улыбнулся.

Политический редактор из Лондона тогда писал, что Путину, скорее всего, отказало политическое чутье, а вот российский журналист Сергей Доренко в своей передаче жестко раскритиковал поведение президента. Программа вышла на ОРТ, но после этого выпуска её закрыли, а Доренко уволился.

Владимир Гундаров, заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения", капитан 1-го ранга запаса, который исследовал гибель "Курска", считает, что Путин специально вызвал на себя большую часть негатива со стороны общества, чтобы смягчить положение других военных и политиков. Кроме того, в прессе критиковалось освещение спасательной операции военными. ВМФ, например, впервые сообщил об аварии с "Курском" лишь спустя два дня, а помощь от британцев и норвежцев Россия приняла слишком поздно.

Версии и итоги

Уголовное дело о гибели "Курска" было возбуждено главной военной прокуратурой по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта". Расследование аварии шло два года. Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года заявил, что в ходе расследования были выявлены серьезные нарушения со стороны командования Северного Флота и экипажа погибшей субмарины.

В 2019 году участник комиссии по расследованию гибели подлодки "Курск", в прошлом - подводник-торпедист, четверть века служивший на различных АПЛ, вице-адмирал Валерий Рязанцев, издал книгу "В кильватерном строю за смертью. Почему погиб "Курск". По его слова, вероятнее всего, через необезжиренный шланг вместе с воздухом в резервуар попали частицы грязи, ветоши, масел или стружки, что в соединении с перекисью водорода привело к реакции разложения перекиси, при которой выделяется много тепла, и это привело к взрыву. Неопытные торпедисты могли просто не обратить внимания на то, что курок клапана немного сдвинут и потихоньку пропускает воздух.

Спустя 20 лет гибель "Курска" продолжает оставаться важнейшим событием российской истории, но дело все равно считается закрытым.

Эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник:

Видимо, причина этой аварии, достоверно известная ограниченному количеству бывших руководителей государства и вооруженных сил, слишком политически чувствительна для их разглашения. Даже сейчас и особенно сейчас.

Владимир Гундаров:

Было принято решение не подставлять под уголовную ответственность командование. Это большая цепочка, очень длинная. А почему это было сделано, так жизнь была такая в предыдущие в 1990-е годы, что невозможно было содержать флот. Флот выживал на последнем дыхании. Как такового его уже не существовало. И сейчас наказывать кого-либо за то, что предыдущее военно-политическое руководство страны не поддержало флот на должном уровне, было бы не совсем правильно.

Автор: Акина Карменбаева

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...