ПРЯМОЙ ЭФИР

5G в Казахстане: мобильные операторы ждут беспилотных авто и контента для VR

5G понадобится, когда мы будем смотреть телевизоры в очках с «дополненной реальностью», хирурги будут производить дистанционные операции, а по дорогам ездить беспилотные автомобили. 27 августа в Алматы на площадке Expert update прошла встреча, посвящённая обсуждению рынка телекоммуникаций в Казахстане. Мероприятие организовали группа компаний «Верный Капитал» и интернет-журнал Vласть.kz.

Вы можете прослушать подкаст программы  «Новости»:

Фото: asiarussia.ru

Впервые после долгого периода слияний и поглощений, ключевые игроки казахстанского рынка мобильной связи собрались на одной площадке. На сцене Expert update - дуополия: с одной стороны - «Казахтелеком» в лице председателя правления Куанышбека Есекеева. Компания контролирует три мобильных оператора: АО «Кселл»/Activ, Tele2  и «Алтел». С другой - управляющая компания «Верный Капитал», аффилированная с Булатом Утемуратовым, которая контролирует 28,5% ТОО «КаР-Тел» (оператор связи «Билайн»).

Фото: Данияр Мусиров

О перспективах казахстанского рынка телекоммуникаций говорили генеральный директор группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов, председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев и председатель правления АО «Kcell» Каспарс Кукелис и главный исполнительный директор Beeline Kazakhstan Евгений Настрадин.

Когда Казахтелеком объявит об SPO?

Один из первых вопросов, который задали Куанышбеку Есекееву - когда состоится SPO «Казахтелекома», во время которого планировалась дополнительно продать 10% акций. Оно было намечено на весну, затем сроки сдвинули на июль-август. Конкретной даты глава компании не назвал и дал понять, что ближайшем времени SPO, вероятно, не будет.  

- Думаю, мы готовы. Сейчас совместно разрабатываем консолидируемую сеть, чтобы все клиенты почувствовали равное качество. Вся наша инфраструктура идет к консолидации. Поэтому мы считаем, что вначале мы осуществим наши планы по интеграции, а затем выйдем на рынок. Это даст определенный «апсайт» нашим инвесторам ,которые получат дивиденды с рынка. IPO – это привлечение инвесторов на какую-то идею. Мы хотим предложить рынку идею интеграции. Когда планы по интеграции будут готовы, мы будем чётко понимать, какую цену нам даст инвестор, - сказал он.

Вы можете послушать подкаст с выступлением Куанышбека Есекеева: 

Говорят, что государственные компании не очень хороши в ведении бизнеса, отметил модератор. Насколько сейчас государство «мешает» или помогает развитию «Казахтелекома». И как эти бизнес-процессы изменятся с выходом на SPO? - прозвучал вопрос. 

- Мы выплатили порядка $2 млн дивидендов. Это говорит о том, что мы дали рынку реально заработать, находясь в управлении 51% у государства. У «Казахтелекома» получился хороший микс владения государством и публичностью. Может и хорошо, что мы не берем 100% риски, как частная компания. Массовый рынок готов нас брать. В дальнейшем, я думаю государство должно иметь пакет активов, - ответил Куанышбек Есекеев.

Покупки Kcell и Tele2

Год назад добиться комментариев от всех участников рынка было невозможно –сделки проходили в условиях конфиденциальности. Сейчас же перед аудиторией открывалась подводная часть айсберга. О покупке новых активов «Казахтелеком» задумался впервые, несколько лет назад, когда  Kcell, Beeline и Tele2 получили покрытие 4G. Тогда произошло серьезное перераспределение доходов на рынке связи, которое продолжается до сих пор.

- Технологии доходят до того, что под ударом находится почта, потому что документ можно передать через Whats App. Посмотрите на рынок телевидения. Сейчас 70% контента - отложенный просмотр по интернету. Вместо звонков появилась возможность передавать голосовые аудиосообщения.  Для нас конкурентами были не столько внутренние компании, сколько такой технологический передел, - сказал Куанышбек Есекеев.

Фото: Данияр Мусиров

Единственные конкуренты «Казахтелекома» - компания «Beeline Казахстан» нервно реагировала на покупку Kcell и Tele2, назвав образовавшуюся дуополию «негативной для всех заинтересованных сторон, включая государство и клиентов». Генеральный директор группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов считает, что пока рыночную конкуренцию удалось сохранить.  

- Решение рассматривалось долго, в итоге правительство выдало меры,по сохранению конкуренции рынка после этого слияния. Я считаю, что мы эту конкуренцию сохранили. В дальнейшем, как будет развиваться рынок зависит от нас двоих. Конечно, есть несколько вариантов: можно и атаковать и обороняться, но мы выбрали позицию работы. Мы будем улучшать качество наших услуг, - отметил он.

Возможно ли слияние Kcell, Altel и Tele2 в единый монобренд? В ближайшие три года, ответил Куанышбек Есекеев, этого точно не будет. Препятствует как антимонопольное регулирование, так и  технические возможности. У компаний разное оборудование и условия по частотному покрытию. Но с точки зрения оптимизации технологических процессов совместная работа вполне возможна, пояснил он, добавив, что сейчас «Казахтелеком» берет на себя обязательства по проведению связи в отдаленные населенные пункты, которые можно считать социальными. Появление новых абонентов потенциально выгодно для всех участников рынка.

- Вот например, сейчас мы делаем проект по селу. В 1200 населенных пунктов проводим оптоволокно, подписали ГЧП с государством. 13 лет - гарантия потребления. С точки зрения возврата инвестиций частная компания на такое вряд ли пошла бы, верно? – спросил он, обращаясь к собеседникам. 

Ерлан Оспанов покачал головой: - Нет, не пошла бы.

Фото: Данияр Мусиров

Почему о технологии 5G пока говорить рано

18 октября Beeline официально открывает тестовую зону в Шымкенте, рассказал главный исполнительный директор Beeline Kazakhstan Евгений Настрадин. Тестирование этой технологии сейчас проводит и «Казахтелеком». Однако все участники рынка были единодушны - это скорее экспериментальная площадка, нежели коммерческий проект. 5G понадобится, когда мы будем смотреть телевизоры в очках  с «дополненной реальностью»,  хирурги будут производить дистанционные операции, а по дорогам ездить беспилотные автомобили. Пока же для таких сервисов нет контента и экосистемы.

- Запуск 5G потребует трансформации на всех уровнях, как у мобильного оператора, так  и  политики государственного регулирования. 5G – это большая скорость, низкая задержка, и массированное интернет-вещание. Большие скорости важны, например, для беспилотных автомобилей. Что нужно поменять в нашем законодательстве, чтобы по трассе ездили беспилотные автомобили? Самый главный заказчик, как показывает практика, - это государство, которое создает условия для такой индустрии, - отметил Евгений Настрадин. По его мнению, сейчас речь идет просто об обязательствах со стороны оператора инвестировать в прорывные технологии. Следующим слово взял председатель правления АО «Kcell» Каспарс Кукелис:

- Чем вы говорили, тем грустнее становилось, - сказал он коллеге из Beeline и продолжил в том же духе:

- Когда приезжаешь за границу на какую-нибудь лососевую ферму с беспроводными эскалаторами, понимаешь – чтобы это чудо у нас состоялось, нужны огромные инвестиции. Неопределенности очень много. У нас не самая технологически модернизированная экономика.

Куда больше оптимизма мобильным операторам внушают инвестиции в  LTE-технологии, как наиболее перспективные с точки зрения монетизации. По словам главы Kcell, казахстанскому рынку потребуется еще  минимум в $150 млн вложений на развитие технологий 4G. И в отличие от 5G, это окупаемые инвестиции. 

 - Это по моим оценкам минимальная сумма. А может быть и $300 млн и $400 млн, резюмировал он.

Авторы: Ольга Настюкова, Надежда Федорова, Жадра Есенгелди 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...