ПРЯМОЙ ЭФИР

Галим Хусаинов, председатель правления АО «Банк ЦентрКредит»: Банки взломать трудно, теперь атакуют клиентов

Почему МСБ платит по кредитам, а крупный бизнес - нет. Как уберечь себя от мошенников и как сделать, чтобы банк одобрил кредит. Об этом мы поговорили в программе «Деловое утро». Гость программы «Деловое утро» - известный казахстанский экономист, банкир – председатель правления АО «Банк ЦентрКредит» Галим Хусаинов.

Вы можете прослушать подкаст программы  «Деловое утро»:

Фото: Галим Хусаинов, личный архив

О нашем госте: у председателя 3 высших образования. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, по специальности «Налоги и налогообложение». Есть степень MBA в Swiss Business School и диплом АССА International Financial Reporting. С 2011 года он пришел в БЦК, в  2017 года он возглавил  банк.

Ведущие эфира – Рустам Максутов и Данияр Даутов.

Расскажите о «Банке Центр Кредит» и о его стратегии сейчас?

- «Банк ЦентрКредит» в этому году исполнился 31 год. Лизенция №4 на право называться банком была получена еще в Советском Союзе, в 1988 году. Первых трех банков уже нет, поэтому мы по полному праву являемся самым старым частным банком не только в Казахстане, но и на постсоветском пространстве. Стратегия банка не менялась – это универсальный банк, работающий во всех сегментах. Наиболее представлены мы в сегменте МСБ, опорным, также развиваемся в розничном направлении. Мы является лидерами в ипотечных программах, особенно государственных. По программам «Баспана-хит» и  «7-20-25» мы занимаем общую долю в 60% рынка. Мы выдаем больше половины всех кредитов по  этим госпрограммам.

Сейчас мы наблюдаем новые тренды в банковском бизнесе. Банки становятся демократически-хипстерскими. За рубежом даже есть примеры, когда банки превращаются в кафе. Человек приходит попить кофе, и возможно воспользоваться какими-то банковскими услугами. Вы насколько ориентированы на такие перемены – например, на уход в онлайн?

- Развитие банковского сектора в онлайн началось уже давно. Это -  неизбежный путь, который затронет все банки, вне зависимости от их стратегии. Сейчас цифровизация  и онлайн развитие – единственный путь конкуренции с другими банками. Мы в этом смысле ничем не отличаемся от других. Мы представлены онлайн, у нас есть мобильные приложения, как для розницы, так и для бизнеса. Недавно мы запустили продукт – Star Business. С помощью этого приложения  любой предприниматель может делать платежи и отслеживать транзакции с мобильного телефона.

Если мне не изменяет память , у вас больше ста отделений…

- У нас 110 отделений по всему Казахстану и мы продолжаем открывать их. Думаю, что и оффлайн и онлайн-каналы будут работать. Формат отделений действительно меняются. Это больше не продающее место, а место для оказания сервиса.  Мы переходим в сервисную экономику. Конкуренцию выиграет  компания, которая предоставит больше удобств. Кстати, это то, что заставляет нас оставаться в оффлайне. Онлайн  ты клиента кофе не угостишь.

Те люди, которые предпочитают услуги онлайн – их число растет. Но любая аудитория с нуля растет быстрее всего.  Пока трудно сказать, сколько будет таких людей. Это еще и социальный вопрос – людям нужен контакт с людьми, живую консультацию, живое общение. Видели в  аэропорту  массажные кресла? часто ли люди или пользуются - Нет, сходить к массажисту более приятно и полезно.  Человек – социальное существо.  

Фото: Архив пресс-службы

Давайте поговорим о рынке МСБ. Наши слушатели – предприниматели, и их интересует – что банк может предложить для малого и среднего бизнеса

- Весь спектр услуг, начиная от расчетно-кассового обслуживания, конвертации, транзакционного бизнеса и заканчивая кредитованием. Причем кредитование у нас полного спектра  – мы представляем кредиты по всем государственным программам, которые сегодня есть на рынке. Сейчас это наиболее дешевые деньги для предпринимателей, особенно для МСБ, особенно для тех, кто представлен в сфере переработки. У нас есть кредитование за счет собственных ресурсов. Мы реализуем очень интересные проекты совместно с международными институтами, такими как ЕБРР и АБР.

Срок рассмотрения заявки?

- У наших клиентов, которых мы хорошо знаем, все происходит достаточно быстро. Первичная идентификация занимает больше времени. Для клиента, который обратился в банк впервые, срок рассмотрения заявки может занять до месяца. Для тех,  с кем мы уже работаем – срок рассмотрения -  неделя-две. Это я говорю про продукты кредитования. Транзакционные операции - у нас очень быстро происходят, мы их упрощаем и практически все можно сделать онлайн.

Сегодня в век автоматизации и цифровизации остро встает вопрос безопасности.

- Мы очень много инвестируем в это направление. «Банк ЦентрКредит» всегда отличался определенной консервативностью в вопросах безопасности наших продуктов. Мы используем все меры защиты клиентских данных, которые есть в мире на сегодняшний момент. Другое дело, что мошенничество сейчас идет в другом направлении. Банки взломать трудно, теперь атакуют клиентов, чтобы они сами отдали свои данные. Сейчас уже есть системы, которые «отлавливают» сайты-клоны. Недавно мы поощрили сотрудника, который нашел такой сайт, мы его обезвредили и ни один клиент не пострадал.

Раньше, когда МСБ брал кредиты,  процент невозвратных кредитов был большой. Сейчас  эта ситуация поменялась в лучшую сторону?

Знаете, когда я пришел в банк, то первым делом начал изучать вопросы, связанные с невозвратными кредитами. И я обнаружил, что малый и средний бизнес – наименее проблемный сегмент. Наши предприниматели ответственные. Как правило, они дают личные гарантии, закладывают жилье. Там NPL низкий. Самым проблемным всегда является крупный бизнес.

Вопрос о корпоративной культуре. Часто ли вы общаетесь со своими сотрудниками и клиентами?

- Я - либеральный руководитель. Ежедневно активно встречаюсь с клиентами, которые изъявили желание со мной встретиться. Попасть ко мне на прием сотрудникам – тоже не проблема. К критике я отношусь хорошо, это инструмент развития. Но она должна носить конструктивный, а не популистический характер.

Есть ли вы в соцсетях?

 У меня есть Facebook, Instagram. Я сам все читаю, соцсети – часть моей жизни. До прихода в банк я был активным пользователем Facebook, комментировал многие макроэкономические вещи.

Может ли рядовой сотрудник прийти к вам на прием и рассказать свои идеи предложения? (А потом выйти и сказать: Он – мой друг» (смех). Или, например - если клиент предлагает что-то исправить – вы прислушиваетесь?

- В банке есть внутренний портал, где мне может написать любой сотрудник. Были интересные предложения, которые поступали из филиалов, мы их  учитывали. Люди видят, что эта система работает. Для клиентов у нас много каналов, где можно выразить мнение по продуктам  – обращение в социальных сетях, письмо, колл-центр и тд. Часто повторяющиеся моменты мы анализируем и улучшаем процессы.

Переходим от МСБ к ипотеке. Какое количество ипотечных кредитов вы выдали за 2019 год?

- С начала года мы выдали кредитов порядка 60 млрд тенге. В основном это ипотека по государственным программам «Баспана-хит» и  «7-20-25», которая сейчас наиболее конкурентоспособная для простых граждан. В этом плане мы ипотечный банк – номер один. Мы – первый банк, который интегрировался с организацией «Баспана» и мы выдали первый кредит по программе «7-20-25».  В интеграции банковских систем с внешними поставщиками нам очень хорошо помогает система Open IP. Интеграция для нас не проблема.

Какие новые продукты вы планируете внедрять, какие планы по развитию есть у БЦК?

-Мы будем активно развивать розничное беззалоговое кредитование. В этом направлении идет достаточно большой прирост. Карточное направление – говорить не хочу, но будет много «фишек», которые приятно удивят клиентов. Мы запустили обновленное приложение  Starbank, приложение для бизнеса StarBusiness.

Что вы можете посоветовать предпринимателям – как подготовиться, чтобы прийти в банк и банк одобрил кредит? Что нужно сделать?

- Самое главное – полное раскрытие информации. Если у кредитного аналитика или рисковика не будет полной информации, он отправит проект на доработку. Вам обязательно подскажут, на что обратить внимание. Кредитному менеджеру выгодно получить хорошего клиента, но ему надо защищать его на кредитном комитете. А совет такой  - выбирайте банк по сервису и скорости обслуживания.

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...