Проект «Другой ты»: каким будет будущее спортивной журналистики?
В чем связь спорта и мира геймеров? Как завоевать внимание аудитории через СМИ? Где найти толковых спортивных журналистов? Об этом в программе Валихана Тена «Другой ты!» на Business FM рассказал директор Vesti.kz и Tengrinews.kz Сункар Карабалин.
Вы можете прослушать подкаст программы «Другой ты»:
Сункар Карабалин родился в Алматинской области, окончил Алма-Атинский архитектурно-строительный институт (ныне - КазГАСА). Гость эфира ведет активный образ жизни. Является бронзовым призером чемпионата Алматы по триатлону в своей возрастной категории. Также он участвовал в благотворительном 24-часовом заплыве, не раз покорял вершины гор в рамках альпиниад. Неоднократный участник различных полумарафонов и марафонов на дистанциях 10, 21 и 42 километра. Был факелоносцем зимней Универсиады 2017 года - одним из 100 человек в Алматы.
16 января 2020 года Сункар Карабалин получил официальное письмо-поздравление о назначении в Комиссию по медиа и СМИ Азиатской легкоатлетической ассоциации. Карабалин профессионально не занимается легкой атлетикой, поэтому звонок с предложением места в составе Комиссии стал для него приятным сюрпризом.
Так чем же будет заниматься Комиссия?
- Этот вопрос должен был решаться еще на февральском собрании в Китае, но из-за происходящей ситуации в мире мы даже еще не познакомились друг с другом. В составе Комиссии присутствуют люди из Катара, Индим, Сингапура, Тайланда и Казахстана. Я думаю, что нашей основной задачей будет популяризация и поддержка спорта.
Насколько хорошо вы дружите со спортом?
- Мой папа всю жизнь преподавал в школе физкультуру, он сам был чемпионом Казахстана по борьбе. С детства прививал любовь к спорту, даже иногда приходилось из-под палки заниматься, ходить на все школьные секции: борьба, шахматы, пулевая стрельба, лыжи. Сейчас я проявляю активность в походах и марафонах, пытаясь донести любовь к спорту до коллег и детей. Сын у меня - капитан команды по триатлону Назарбаев Университета.
Давайте поговорим о спортивной журналистике. В университете нам никто не рассказывал о ней. То ли она не была популярной, то ли не было востребованности. Но спорт в Казахстане есть, хоть и спортивная полоса в печатных изданиях занимает очень маленькое пространство. Скажите, с чем это связано?
- Я думаю, что спорт особо не был какой-то доминирующей частью в жизни человека. Но сейчас это начало потихоньку развиваться. Я вот узнал, что один из астанинских университетов будет набирать именно спортивных журналистов на подготовку, потому что есть теле-радио журналисты, пиарщики и издатели. Но даже если взять нашу редакцию Vesti.kz, то у нас нет именно спортивных журналистов, хоть сайт и занимается продвижением спортивной тематики.
Каким вы видите развитие спортивной журналистики в плане того, что сейчас очень много фитнес-блогеров, которые запускают свои сайты и youtube-каналы ради монетизации? За чем будет будущее?
- Природа не терпит пустоты. Пока есть какая-то востребованность, то число блогеров будет активно расти. Если говорить о спортивной журналистике, то у меня на Vesti.kz из 10 человек только пятеро имеют базовое журналистское образование. Это даже не спортивные журналисты. Остальные люди просто любят спорт, и у них прекрасно получается писать о нём.
Вот сейчас новый тренд - киберспорт. Знаю людей, которые в 9 утра садятся и стримят игры. На это есть спрос, особенно сейчас, когда все сидят дома за компьютером. К слову, у нас же есть еще молодежный казахоязычный сайт Massaget. Вот там работает спортивный журналист, который активно продвигает информацию в массы. В итоге совокупная аудитория Tengrinews, Vesti и Massaget получается огромная.
Когда откроются факультеты спортивной журналистики, и кто же будет преподавать?
- Думаю, что преподавателями будут те, у кого уже есть опыт. Они наверняка захотят им поделиться. Я разговаривал с одним деканом факультета журналистики. Он планирует ввести спортивную журналистику в качестве факультатива.
Многие российские спортсмены начали себя пробовать в роли спортивных блогеров, зарабатывая деньги. Если это не коммерческая тайна, то насколько Vesti.kz может сам себя обслуживать, закрывать операционные расходы?
- Вот уже четвертый год сайт самодостаточен. Нельзя сказать, что это очень высокодоходный проект, но изначальной целью была популяризация спорта. К чему мы и стремимся.
Интересна ли спортивная тематика рекламодателям?
- Те бизнесы, которые знают свою целевую аудиторию, обращаются к нам с четким пониманием своей задачи. В основном это букмекерские конторы, а также организаторы спортивных мероприятий. У нас стабильная положительная динамика посещений сайта, всплеск идет во время каких-то масштабных спортивных мероприятий. И в казахском сегменте тоже растут просмотры материалов. Нам хочется, чтобы спорт вышел на передовые позиции.
Автор: Акина Карменбаева