Нефть. Туризм. Отходы. Что общего?
Говорим, но не делаем. Не делаем потому, что не знаем. Не знаем потому, что не хотим
Участие в онлайн-конференции «Туристический сезон 2020: ожидания и реальность», которую недавно проводила Московская школа управления СКОЛКОВО, привели к мысли: Почему у нас в экономике развиваются те отрасли, основа которых заложена еще при Союзе? Почему мы много говорим о туризме и отходах потребления, но эти отрасли экономики так и не можем создать, имея и большую свободу передвижений, огромный поток информации, зарубежное престижное образование, деньги, выделяемые из бюджета, разрывающиеся от обсуждений соцсети? В чем дело?
А дело в том, что: Говорим, но не делаем. Не делаем потому, что не знаем. Не знаем потому, что не хотим.
Например, в Сколково сейчас разрабатывается модель развития туризма. Спикеры обращали особое внимание, что важен кластерный подход. И что туризм – это бизнес. Есть шанс сделать его в России эффективным и рентабельным. И что туризм - это важный сегмент экономики со значительным мультипликативным эффектом. Я не припомню, чтобы у нас были такие открытые во всех отношениях площадки для обсуждения, где можно было бы не только выдавать желаемое за действительное, но и делиться своими проблемами и находить пути их решения. Еще в 2007 году, когда работали над мастер-планом кластера «Туризм», в дебрях интернета наша команда обратила внимание на информацию, которая заставила задуматься о туризме, как перспективной отрасли экономики и новых для нас подходах к его развитию: согласно расчетам экспертов ВТО, в среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые даст один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом, продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее $350 тысяч, или $17,5 на человека, каждый час. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место - после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.
Я не буду сейчас говорить отдельно о въездном туризме и о туризме внутреннем, о возможностях которого сейчас, во время пандемии, начали говорить все больше. Об этом поделюсь в следующий раз. Я остановлюсь на базовых принципах модели отрасли экономики, которая получилась в результате моего анализа и опыта работы с разными территориями.
Так почему нефтегазовая отрасль в Казахстане стала доходной отраслью экономики, а туризм и отходы потребления – нет? Для себя в модели я определила 12 базовых элементов для состоявшейся нефтегазовой отрасли, и двух желаемых: Туризм и Отходы потребления. Конечно, я сейчас подхожу немного утрированно, но по сути – отражаю существующие проблемы. Общее в этих отраслях то, что все они тесно связаны с территорией, её ресурсом и потенциалом.
В нефтянке, прежде чем определить границы отвода месторождения, делается комплексная оценка территории, определяется ее ресурс и потенциал. Ведь нет смысла вкладывать деньги в месторождение, не зная границ отвода и необходимой для развития территории. Именно в этих границах будут рассматриваться объемы и строительство необходимой инфраструктуры, затраты на неё. Для этого нужно разработать функциональное зонирование территории: где будет производственная зона, где дороги, где вахтовые поселки и пр. Основным элементом, конечно же, будет технологический, который непосредственно диктует всем остальным элементам модели своё место. В нефтянке – это добыча, сырье, в туризме – объекты туризма, в отходах (ТБО) – источники их образования.
Без определения затрат (экономический элемент), производственного/сырьевого потенциала территории, не сможем получить финансово-экономический элемент, который определяет окупаемость затрат и прибыль.
Без организационной модели и юридического механизма взаимодействия всех участников процесса данного производства отрасль не сможет функционировать: ведь надо выстроить связи и определить «правила игры» всех участников. И т.д. по всем остальным элементам модели, отраженным в таблице.
Попробуйте убрать один из элементов модели нефтегазовой отрасли – последствия могут быть не предсказуемыми. А отрасли Туризм и Отходы мы почему-то считаем, что могут развиваться сами по себе.
Считаем, что территория, на которой развиваем туризм, живет и развивается сама по себе, объекты туризма – сами по себе. Нет комплексного и системного подхода. А без него – не будет и отрасли. Мы только ГОВОРИМ, но НЕ ДЕЛАЕМ. Не делаем потому, что НЕ ЗНАЕМ. Не знаем потому, что НЕ ХОТИМ. Поэтому, хоть и изучаем мировой опыт и по развитию туризма, и по обращению и управлению отходами потребления (ТБО), но того экономического эффекта, о котором мечтаем, не получаем и не получим.
Может, перестанем только говорить, а начнем действовать? Действовать системно и комплексно? В наших интересах и интересах будущих поколений?
МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Базовые составляющие отраслей экономики (современное состояние)
Базовые составляющие отрасли экономики |
Отрасли экономики РК |
||
Нефтегазовая |
Туризм |
Обращение с отходами потребления |
|
Территориальная |
+ |
||
Функциональная |
+ |
||
Технологическая |
+ |
+ |
+ |
Юридическая |
+ |
частично |
частично |
Экономическая |
+ |
+ |
+ |
Финансовая |
+ |
||
Социальная |
+ |
||
Экологическая |
+ |
||
Образовательная |
+ |
частично |
частично |
Организационная (институциональная модель) |
+ |
||
Маркетинг территории + брендинг |
+ |
частично |
частично |
Коммуникации |
+ |
частично |
частично |
Автор: Людмила Кузнецова - Евразийский комиссар ЕТО по устойчивому развитию туризма и национальный консультант ОБСЕ по вопросам управления ТБО