Дина Дуспулова: Существует ли арт-бизнес и арт-инвестиции в Казахстане
В гостях у «Бизнес ФМ» побывала Дина Дуспулова, профессиональный арт-дилер, искусствовед, автор проекта www.kzartinvest.com, которая рассказала о том, как инвестировать в произведения искусства и почему в Казахстане до сих пор это делают единицы.
Нет пророков в своем отчестве, гласит поговорка. Так и население Казахстана не знает отечественных звезд изобразительного искусства, которые завоевали себе имя и репутацию за рубежом. К примеру, южно-казахстанский художник Батухан Баймен широко известен в Кыргызстане, Узбекистане, на Кипре, а также в Турции. Он получил награду за вклад в развитие культуры Республики Кипр. На родине же Батухан Баймен, к сожалению, не был так широко признан.
Посмотреть интервью с Диной Дуспуловой на Youtube:
Бытует мнение, что покупать картины – это прерогатива лишь очень богатых людей. Как отмечает Дина Дуспулова, мировой арт-рынок поделен на 2 части: алигополический, где картины стоят миллионы долларов и рынок, на который приходится 85 % продаж всех картин в мире стоимостью до $5 тыс.
Мы живем в такое время, когда люди, обладающие колоссальными капиталами, вынуждены их сберечь. Поэтому возрастает интерес к альтернативным инвестициям, в частности к арт-инвестициям. Например, в Катаре государство ежегодно выделяет миллиард долларов на покупку самых лучших произведений искусства в мире. Что касается Казахстана, как была наша страна в мировой художественной изоляции, так и осталась. Картины казахстанских художников сегодняшнего времени приобретают в основном зарубежные покупатели. Суммы на картины варьируются от двух до пяти тысяч долларов, - прокомментировала арт-дилер.
Дина Дуспулова убеждена, что у Казахстана есть огромный потенциал для развития отечественного арт-искусства. Для этого прежде всего нужны комиссии из высококвалифицированных искусствоведов и эстетическое просвещение людей.
Состояние «застоя» в казахстанской арт-культуре начало постепенно «сдвигаться с мертвой точки» лишь в 2017 году. Тогда глава государства заговорил о том, что Казахстан должен выходить на мировой рынок не только как страна, богатая природными ресурсами, но и показывать свою богатую культуру.
- Программа «Рухани жангыру» как раз о том, что мы должны продвигать наше искусство и «пиарить» Казахстан с точки зрения культуры. Наша страна геополитически находится в самом центре Евразии. Во всех странах вокруг: России, Китае, Индии – культурная революция! Да и во всем мире в настоящее время идет арт-бум! Рынок искусства с Запада сдвигается на Восток. А что происходит в это время в нашей стране? Ничего…У нас тишина…Миру известны лишь казахстанские художники 60-х годов, имена которых были раскручены в то время, - негодует Дина Дуспулова.
По мнению искусствоведа, это связано с тем, что в годы перестройки все искусствоведческие комиссии были упразднены. Такие экспертные комиссии распустили не только в министерстве культуры. Даже в Союзе Художников не осталось ни одного искусствоведческого совета.
- Страна осталась без людей, которые занимались бы отбором качества искусства. Потому что роль всех экспертных комиссий заключалась именно в отборе качества искусства. У нас образовался «вакуум», в котором мы находимся уже более 25-ти лет. Художники брошены «на выживание», а оставшиеся искусствоведческие отделы находятся в ужасном состоянии, - отмечает арт-дилер.
По словам Дины Дуспуловой, в среднем картина казахстанского мастера стоит до $10 тыс и это - сегмент недорогого искусства (до $50 тыс.) Именно такие картины чаще всего покупают во всем мире. Премиальный сегмент - произведения искусства стоимостью от $1 млн, между ними - средний диапазон (до $1 млн). К примеру, Катар взял курс на покупку произведений искусства - это инвестиции государства, альтернативные золоту и валюте. Но у казахстанских потенциальных покупателей нет знаний об арт-рынке Казахстана. Как нет и людей, которые бы профессионально развивали его.
- Лишь в последние 5 лет при Художественной академии им. Жургенова был открыт факультет арт-менеджмента, где готовят специалистов-искусствоведов. Самое интересное, что за 5 лет всего лишь выпустили 5 студентов-искусствоведов, ни один из которых в данный момент не работает по специальности. А общение с искусствоведами художникам просто необходимо! Получается, что художники «варятся сами в собственном соку». Поэтому очень остро стоит вопрос о том, что необходимо взращивать новое поколение искусствоведов, арт-менеджеров, арт-дилеров, - комментирует искусствовед.
Из-за проблемы отсутствия арт-дилеров все отечественные художники как будто находятся на одном уровне. В мире никто не знает, кто из них «восходящая звезда», а кто профессионал с большим опытом. Как отмечает арт-эксперт, радует то, что стали появляться галереи, проводятся выставки. Но в то же время она подчеркивает, что менеджеры, которые сейчас работают над развитием арт-культуры, недостаточно квалифицированы, не обладают достаточными инструментами по продвижению художников. Во всем мире 90% продаж картин происходит онлайн. Следовательно, продвигать казахстанское искусство нужно опираясь на всевозможные интернет-площадки, уверена арт-дилер.
У нас есть искусство, есть хорошие картины, которые непременно должен увидеть мир, - убеждена Дина Дуспулова.
Познакомиться с работами казахстанских и зарубежных художников, а также приобрести картину можно на сайте www.kzartinvest.com. Целью данного проекта Дины Дуспуловой является продвижение казахстанских художников на мировой арт-рынок.
Автор: Жадра Есенгелди