ПРЯМОЙ ЭФИР

Чем выше, тем меньше рутины - Татьяна Лукинюк

Генеральный директор украинского подразделения австрийской Red Bull Татьяна Лукинюк не только работала на топовых позициях в международных компаниях, но и вошла в список Forbes Self Made Women, создала книжный клуб «Киев bookworms Club» и преподает стратегический маркетинг в Международном институте бизнеса

Фото: vctr

Татьяна рассказала о том, что из себя представляет идеальный топ-менеджер, об ошибках карьерного роста и женском руководстве в мужском мире. Вектор выбрал главное из подкаста.

Про карьерный рост

Со стороны любая успешная карьера выглядит как движение вверх, и никак иначе. На самом деле это не так. В моем случае движение вверх — это про взлеты и падения. Без второго не будет первого. Были ситуации, когда я была уверена, что моей карьере крышка. Я теряла в зарплате и позициях ради смены сферы деятельности. Теперь уже знаю, что любые шаги в карьере могут привести тебя как туда, куда ты стремишься, так и совсем не туда.

Когда-то один из моих руководителей сказал отличную фразу: «Странные шаги и странные двери открывают очень необычные пути». Для меня эта фраза стала девизом. Я не раз открывала странные двери. Поэтому уходить и терять позиции — это не регресс, а единственный путь наверх.

Я не росла с мыслью, что буду маркетологом и генеральным директором. Тогда и слов таких не было. Я хотела быть продавцом мороженого, преподавателем русского языка и литературы, английского языка и литературы и даже библиотекарем. А жизненные этапы совпали так, что я пришла в маркетинг.

Для меня вообще не работают планы на 5-10 лет. Работает только следующий шаг, потому что слишком много неизвестного за каждым шагом. Если сейчас я — Senior-менеджер с подчиненными, то следующая ступень — директор по маркетингу. Если я — маркетинг-директор, то следующий шаг — директор, а потом — генеральный директор.

Про идеального топ-менеджера

Легко отличить лидера от руководителя среднего звена. Первое — чем выше ты забираешься, тем меньше рутины в твоих задачах. Теперь ты определяешь путь, по которому компания будет идти в последующие месяцы и годы. Твоя задача — давать команде импульс, двигать ее в ту сторону, которая даст компании возможность жить и процветать. Топ-менеджер — это отчасти маркетолог. Самовоспитанный маркетолог, который смотрит на шаг вперёд и определяет, какими дальше будут ожидания потребителя.

Второе — вне зависимости от того, насколько высоко ты забрался, оставаться человеком, а не визитной карточкой своей компании. Это большое усилие. И оно по силам только топ-менеджеру.

Спрашивать себя: «Не фигню ли я делаю каждый божий день?» — это хороший признак. Сомневаться в своих решениях — тоже хороший признак. А вот считать, что твое решение как истина в последней инстанции — это тревожный признак.

Третье отличие — это способность принимать решения. Удивительно, как много топов не хотят принимать решения. Они будут увиливать и годами тащить за собой человека, которого давно надо уволить. Не будут принимать бизнес-решения, будут затягивать процесс. Мы знаем громкие примеры таких фейлов. Например, история компаний Kodak и Nokia.

И последнее — это сопереживание. Способность понять, что думает и чувствует другой человек. Чтобы достичь уровня в карьере, нужно пробивать лбом стены, не слушать других, иметь план и двигаться вперед. Но когда ты добрался, важно забыть о своем импульсе и работать над тем, чтобы твоя команда была умнее и круче тебя самого. Для меня это четыре столпа, на которых стоит успех топ-менеджера.

Про маркетинг

Маркетинг нужен, когда есть перепроизводство. И у нас действительно перепроизводство товаров и услуг. Маркетинг нужен для того, чтобы выбрали именно твой товар или услугу.

Я с большим уважением отношусь к собственникам бизнеса и прирождённым маркетологам. Они хорошо понимают потребности людей, могут сопереживать и создавать продукты, которые релевантны для всех. Например, Стив Джобс. Моя версия: он создал телефон не для людей, а для себя.

Личный маркетинг начался, когда мы получили доступ к медиаканалам. Раньше телик или радио были чем-то недостижимым. Сейчас любой Youtube-канал — это твой телик. И это дает возможность любому стать брендом и рассказывать о себе.

Вопрос уже не в том, быть или казаться. Вопрос в том, что нужно и быть, и казаться. Если ты хорошо делаешь свою работу — не поленись рассказать об этом.

Что не рассказано, то не существует. Если ты убиваешься по 12 часов, но не говоришь об этом, то тебя не оценят. Есть и другая крайность — не быть, а только казаться. Это имеет право на жизнь и нормально продается. Снимать всю свою жизнь в Stories и рассказывать, что происходит в твоей жизни с утра до вечера. Это ок, но с такими людьми неинтересно.

Про женщин-топов в мужском мире

Между женским и мужским миром только одно отличие. В женском делают то, что надо. В мужском — то, чего хотят. Почему женщины могут с недовольным лицом рассматривать мужа, который лежит на диване? Потому что он делает то, что хочет. А ей нужно убирать, стирать и гладить — делать то, что надо. Я точно переместилась в мужской мир. Прежде чем сделать что-то, спрашиваю у себя, хочу ли я этого. Если нет, то не делаю.

В бизнесе вообще женщин до сих пор не много. И мы все друг друга знаем по именам. Генеральных директоров мужчин я, естественно, всех по именам не назову.

Женщина в мужском мире может существовать только при условии, что кто-то другой выполняет женские обязанности за нее. Необязательно делать это самой, но нужно организовать так, чтобы все это делалось.

Я выступала перед женским коллективом одной большой корпорации, и меня спросили, как стать успешной женщиной топ-менеджером. Я ответила: «Обеспечьте тыл». Часто в ответ можно услышать, что позволить себе помощницу по хозяйству могут далеко не все. Но тут уже извините. Или помощница по хозяйству берет половину вашей зарплаты, или карьера.

Бизнес — это бизнес. Если женщина не может выйти в субботу и сделать презентацию из-за детей, собак и кроликов — это нормально. Но в этот момент «выстрелит» мужчина, которые пожертвует своей субботой и семьей ради работы.

Есть набор клише, которые мешают женщинам в бизнесе. Один из них в том, что женщина с успехом — это «баба, которая пойдет по трупам». Так за спиной описывали и меня. Я же занималась только тем, что вела к успеху бренды и команды, за которые отвечала. Точка. Но эта «баба» всё время тащится за женщинами, куда бы они ни шли.

Про любовь к литературе

Могу рассказывать о книгах так, что у меня блестит всё, а не только глаза. Когда становишься топ-менеджером, у тебя включается эмоциональный интеллект. С помощью доброго слова и понимания можешь замотивировать сотрудника, вывести его из депрессии или выгорания.

Художественная литература — это как раз то, что помогает понять мотивы других людей. Это легкая версия психотерапии. Со временем ты начитываешься и понимаешь, что художественная литература — треш в половине случаев.

10 лет назад я покупала книги, если на них было написано «бестселлер». Теперь для меня это клеймо. Авторы, которые продаются большими тиражами, — это мусор.

Я делю литературу на три уровня. Первый — это бизнес-литература. За редким исключением я не рекомендую ее читать вообще. Из 100% треша найдется максимум 1-2% полезного, поэтому бизнес-литературы у меня очень мало. Я беру только ту, которая реально помогает в бизнесе и маркетинге.

Второй уровень — это философская и мировоззренческая литература. Та, что расширяет твои горизонты понимания мира, систем, структур, человеческого сообщества, антропологии, философии, социологии и психологии. Например, «Sapiens» Юваля Ноя Харари.

И третий уровень — это художественная литература, которая помогает познать себя.

От по-настоящему великой литературы штырит. Если тебя вштырило от книги,  далекой от рейтингов, но ты нашел в ней себя и свою историю — это офигенно!

Поэтому я перестала рекомендовать литературу — это бессмысленно. Нас всех штырит от разных вещей.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...