ПРЯМОЙ ЭФИР

Агентство или бренд: где лучше начинать карьеру в маркетинге

Те, кто приходит в маркетинг, часто стоят перед выбором: сотрудничать с агентством ради разнообразия направлений и проектов или стартовать с должности в крупной компании

Фото: Pexels

Маркетинг-эксперт Наталья Гордиенко работала и в агентствах (Ogilvy, Grey/G2, Leo Burnett и другие), и на стороне брендов (PepsiCo, Western Union, JUUL). Она считает, что оба варианта обеспечат развитие ключевых компетенций маркетолога. В своей колонке для Вектор она рассказывает, чему новичок научится в обоих случаях и почему лучше не быть привередливым при выборе стажировки или первой работы.

Работа на стороне агентства

Моя карьера началась со стажировки в отделе клиентского сервиса агентства, а уже через месяц меня взяли в штат. Важным преимуществом агентств для меня было разнообразие отраслей, брендов и проектов, где требовалось стратегическое планирование. Я работала над коммуникационными стратегиями, запусками локальных и международных брендов на рынок, промокампаниями в рознице и HoReCa, масштабными и точечными ивентами, direct marketing и PR.

Начинающий маркетолог в агентстве решает задачи множества разных бизнесов. Вы изучите разные сегменты рынка и поймете, какие стратегии приносят результат и как отличаются бюджеты локальных компаний от международных. А еще узнаете, что целый ряд отраслей со строгим регулированием — табачных, алкогольных, фармацевтических компаний — требует нестандартных каналов коммуникации. Такой опыт сделает из вас разностороннего специалиста.

Задачи в агентстве отличаются изо дня в день, поэтому о скуке и рутине переживать не придется: вы всегда будете в курсе последних тенденций и инноваций.

Лично меня работа в full service агентстве научила достигать нужных результатов. Для этого важно понимать и чувствовать задачи и интересы заказчика, не бояться задавать вопросы, а затем анализировать внутреннюю работу на соответствие брифу. Критическая оценка предложения помогает понять, какой результат оно принесет — достигнутые бизнес-цели или яркий креатив для получения премии.

Именно в агентстве у меня появился первый опыт управления большой командой и возможность создавать путь продукта — от стратегии до реализации. Это дало мне важный урок — не бояться ошибаться, принимая решения.

Работа на стороне клиента

Это всегда уход в глубину. В маркетинг-отделе компании вы сосредоточитесь на одной отрасли или нише и станете востребованным экспертом, если досконально ее изучите. У вас будет возможность уделять бизнесу и продуктам максимум времени.

Вы станете частью цельной бизнес-структуры, необходимым элементом во взаимодействии с коммерцией, продажами, развитием бизнеса, логистикой, стратегией, финансами, операциями и управлением продуктами. В таком формате можно ясно увидеть, как работает бизнес сверху вниз.

Если ваш стаж работы в агентстве больше, чем на стороне клиента, то будьте готовы, что вас воспримут в компании как «более агентского человека». Вам придется адаптироваться к другим процессам, срокам и потоку бизнеса, разному пониманию конечных целей и стратегий.

Руководитель отдела или направления в компании корректирует бюджеты, принимает решения и разрабатывает стратегии. А еще — управляет не только своей командой, но и тем же агентством, отдавая весомую часть маркетинговых задач на аутсорс.

Предыдущий опыт работы в агентстве пригодится для:

- понимания их внутренних процессов — от получения клиентского брифа до презентации предложения заказчику;

- построения слаженной работы (запросы, загрузка агентства, соблюдение сроков, корректные KPI);

- разрешения споров, ведь сотрудники нередко имеют противоположные характеры и подходы к работе. Сглаживать конфликты — ключевой навык для достижения результатов.

Работая на стороне бренда, вы всегда можете точнее измерить свои действия, оценить причины успеха или провала, пересмотреть и скорректировать дальнейшие шаги. Маркетологи компании развивают бренд с нуля и управляют его ростом, а агентства зачастую формируют краткосрочное видение. Они чаще разрабатывают конкретные кампании, так как не все клиенты готовы делиться долгосрочными целями и погружать в свой бизнес.

Возможности карьерного роста

Многие воспринимают карьеру только как процесс постоянного повышения в должности. Но руководить людьми и брать ответственность за бюджеты готовы далеко не все. В агентстве вы можете работать в разных отделах, расширяя свои компетенции (client service, медиапланирование, стратегии) или идти вверх до управленческих позиций (стратегическое планирование, развитие новых направлений и продуктов).

На стороне бизнеса в маркетинге гораздо больше возможностей. Во многих компаниях каждые два-три года практикуется переход в другой отдел или на другую должность. Чтобы попробовать себя в новой роли, не всегда нужно уходить в другую компанию.

Классический рост в маркетинге — это позиция CMO (Chief Marketing Officer). Он отвечает за страну или регион, может руководить международными проектами и возглавлять главный офис.

У меня был опыт международного маркетинг-менеджмента в компании Western Union. Я руководила всеми коммуникационными функциями в сфере B2C и B2B в Украине, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове, Израиле. Я выстраивала отношения с этническими ассоциациями, местными консульствами, руководила социальными и благотворительными инициативами на ведущих рынках (Россия, Италия, Испания, Израиль, Польша). Для меня это был существенный рост.

Бывает и так, что компания создает внутреннее агентство, чтобы быстро адаптироваться к требованиям рынка. Так случилось, когда я возглавляла отдел маркетинга розничного бизнеса Credit Europe Bank. Банковский рынок был динамичным, кредитные ставки менялись несколько раз в сутки. Тогда я создала внутреннее агентство из 10 человек и открыла 20 розничных филиалов. До этого я не имела подобного опыта, но быстро освоила данное направление.

Как выбрать

Не имеет значения, где вы начнете работать сразу после окончания учебы. Но позже вам нужно будет решить, в каком направлении развиваться.

У меня смешанный опыт: я работала как в агентстве, так и в маркетинге с ведущими мировыми брендами в сферах FMCG, HoReCa, финансах и телекоммуникациях. Для себя со временем определила, что хочу развиваться именно в маркетинге на стороне бизнеса. Мне нравится углубленно изучать отрасль и продукты, реализовывать краткосрочные и долгосрочные стратегии.

Выбор пути зависит от вашего типа личности. Одни люди — прирожденные управленцы, другие — первоклассные исполнители и организаторы процессов, которых ценят в агентстве. Если вам интересно решать разные задачи, управлять несколькими типами проектов, изучать одновременно разные ниши, то работа в агентстве будет 100% попаданием. Если вы хотите сосредоточиться на одном деле и конечном результате, включая анализ его влияния на бизнес, то вам дорога в маркетинг внутри компании.

Что ждет на первой работе

На первой работе будьте готовы учиться всему — бизнесу, процессу, управлению. Не бойтесь задавать вопросы, проявлять инициативу и просить о помощи. Выпускники могут страдать от синдрома самозванца, когда кажется, что вы недостаточно хороши для порученной вам работы. Это поправимо.

Обращайтесь за помощью. Если вам дали новую задачу, то скорее всего от вас ожидают проявления инициативы во взаимодействии с коллегами, а не быстрое решение. Задавать вопросы не стыдно. Не знать и молчать — шаг к провалу.

Не зацикливайтесь на ошибках. В первое время их в любом случае будет много — смиритесь, это нормально.

Говорите на внутренних встречах для обмена идеями и согласования следующих шагов. Делитесь своим мнением после изучения материалов.

Общайтесь со своим руководителем. Просите обратную связь о своей работе — это даст вам четкое направление развития и устранит неуверенность.

Помните: к любой работе важен ответственный подход, а не поверхностный.

Если интересная вам компания проводит Graduate program — участвуйте. Программы стажировок ведут выпускника до позиции младшего менеджера: погружают в бизнес, задействуют в кросс-рыночных проектах и помогают понять, как вы действительно хотите развиваться.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...