ПРЯМОЙ ЭФИР

Рашида Мугавеева: Шымкент - город художников

Моя поездка в Шымкент обернулась интересным открытием (акимам на заметку): где художников больше, там дела идут лучше. Люди искусства повышают эмоциональный тон региона, в котором живут, - так работает эстетика. Пример тому жизнь и творчество художника, педагога, дизайнера Рашиды Мугавеевой

Рашида Мугавеева

Рашида, каков, по вашему мнению, художественный потенциал Шымкента? 

Потенциал очень большой, Шымкент уже стал мегаполисом, почему бы не творческим мегаполисом? Город полон художников, от начинающих до признанных мэтров, с которыми рядом постоять - честь: Н. Рустемов, З. Кожамкулов, С. Иляев, Б. Баймен, Р. Естемесов, А. Наурузбаев. В Шымкенте два колледжа для подготовки специалистов творческих специальностей; много вузов, выпускающих модельеров, дизайнеров, живописцев, педагогов всех художественных специальностей. У людей, тонко чувствующих и понимающих красоту, большая потребность собираться для творческих встреч, отдыхать, писать этюды, проводить мастер-классы, симпозиумы, конференции, читать лекции по искусству в специально предназначенных местах.

Благополучие. 2021, холст, акрил, 85х115

К сожалению, в городе-миллионнике нет ни одного музея современного искусства и всего 2-3 выставочные площадки. НО появилась арт-резиденция - Дом творчества художников Куттыбека Жакыпа. Кто-то должен стать первым, и такой человек нашелся. Когда данная арт-площадка активно заработает, появятся другие меценаты повторить опыт, направленный на поддержку творческих людей. Хочется, чтобы искусство, как и везде в мире, быстро охватило весь Казахстан.

Ваши герои - женщины и мужчины, мечтающие о любви и счастье. В какой степени окружающая жизнь влияет на ту жизнь, которая ложится на холст?

Мы сами творцы своего счастья, никто не сделает нас счастливыми, если счастья нет внутри. С детства ощущаю себя звездой; любила весной, лёжа в траве, глядеть в бескрайнее небо, казалось Бог создал мир для меня. Этот краткий миг красоты и безмятежности бытия отразила в картине “Спокойствие”, завоевавшей золото на конкурсе французской академии Мондиаль Арт в 2023 году.

Спокойствие. 2022, холст, акрил,  85х115 

Я фатально счастливый человек, живу в придуманном мире, пишу свою реальность - мир прекрасен, люди счастливы, всем хорошо. В мире столько зла, что выходить в реальный мир и видеть ужасы, значит, впадать в депрессию. Никому от этого лучше не станет, я спасаю мир красотой. Если моя красота поднимает настроение, значит, в спасении мира есть и мой вклад.

О чем вы рассказываете, разрабатывая свой особый язык?

О красоте природы, о свободе и счастье. Я не рисую города, у меня пейзажные мотивы; горы - в стежках и узорчиках, будто пестрый, лоскутный чапан накинут, такой как дервиши носили, и эти лоскутики красиво раскинулись по земле (смеется).

Степные истории. Табун. 2018, мдф, акр, декор.краски,107х70

Триптих“ Татарская семья” - обращение к себе, дань счастливой, дружной родительской семье: веселый, добродушный папа и заботливая, добрая мама.  Я выросла в Казахстане, хорошо знаю казахскую декоративную культуру. Начав эту серию, столкнулась с тем, что ощущаю себя больше казашкой, чем татаркой, ничего не знаю об исторической родине. Изучать мир близкого народа оказалось интересно, всё равно что пуститься в этнографическое путешествие. 

Татарская семья 1. Счастье. 2023, холст, акрил, 85х75 

 

Как складывалась ваша творческая карьера?

Насколько себя помню, всегда рисовала и училась на художника: 5 лет спецшколы, 4 года училища, 6 лет Акадамии Жургенова (1990-96). Я одна из первых выпускников по специальности “графический дизайн”. Дипломной работой руководили Ералы Оспанов и Агимсалы Дузельханов. Они привили ставшую лейтмотивом моего творчества любовь к этнографии, эпиграфике, орнаменту. 

Вечная дорога 2021, холст, акрил, 85х115

Для подготовки специалистов с уклоном на Казахстан и Турцию преподавала графический дизайн в Международном Казахско-Турецком университете (МКТУ). Педагог должен быть на голову выше студентов, и я штудировала все, что могла найти в библиотеках по истории, обычаям, традициям. Исследователем ощущала себя и в Южно-Казахстанском госуниверситете, где преподавала архитектурный дизайн. Углубленно изучая предмет, обрела знания по архитектурной светотехнике и инженерной инфраструктуре. Участвуя в конкурсах, мои студенты возвращались с победой, с удовольствием наблюдала, как растут те, кому дала крылья. Сегодня в любом рекламном агентстве Шымкента, куда бы не зашла, встречаю бывших студентов: здравствуйте, Рашида Мадарисовна, как мы рады вас видеть! (смеется) 

Ещё одна ипостась вашей работы - роспись стен.

Барельеф

Из финансовых соображений после 17 лет, посвященных педагогике, я занялась монументальной живописью. Двух дочерей-студенток на мизерную зарплату преподавателя в Алматы не выучишь. Любой мой заработок - от души, вкладывалась ли я в студентов или в стены. Жизнь коротка, и делать то, что не нравится, не имеет смысла. Для кого роспись стен, рельефы, барельефы - левая подработка, а для меня - знакомство с новыми материалами, красками, техниками нанесения. 

Роспись

Не выписывая детали, училась видеть картину на стене целиком, обобщенно. Стоять на 5-6-метровых строительных лесах помногу часов и опасно, и физически тяжело, жесткие сроки задавали темп, но вызов есть вызов. Смогу ли на скучной, белой стене отобразить свою вселенную? И когда в пространстве помещения возникал чудесный пейзаж, чувствовала себя творцом. В перерывах между заказами занималась художественным творчеством.

Когда состоялся окончательный переход к написанию картин?

Я всегда была художником. В 2016 году впервые побывала на арт-фестивале в Стамбуле. Когда ушла из университета, много общалась с профессиональными художниками. Экспериментировала, впитывала способы по-новому выражать мысль в композициях, искала концептуальный подход и активно участвовала в выставках.

Огромный толчок в личном творческом росте дал мировой арт-симпозиум  на Северном Кипре в 2019 году, - невероятная энергетика и мощь! Когда в одном месте собирается множество художников из разных стран, и каждый со своим Я, один другого затмевает как на соревновании. Не покидает ощущение, что ты маленький ручеек, попавший в бурную реку - генератор  идей и аккумулятор новых, свежих экспериментов! Условия идеальные: огромное количество холстов, красок, бешеная скорость. Забывая обо всём, экспериментируешь. В работе на скорости свои преимущества, неожиданно открываются новые грани, и выдаешь такое, на что не осмелилась бы, сидя одна в тихой мастерской. 

Кочевье осенью. 2022, холст, акрил, 70х40

Это большое счастье попасть в ту атмосферу вместе с волной молодых креативных художников: Зура Асылгазина, Куралай Аманжолова, Карлыгаш Кансеит. Мы, казахстанцы, необычные и очень разные. У нас всё  контрастно, сочно, много стилизации, символизма, яркая цветовая палитра. Узбекские, туркменские художники ближе к реальности, казахское искусство более декоративное. Пусть мы не топовые художники, турки уважительно относятся к Казахстану. На моей выставке министр Северного Кипра сам вручал мне награду “Серебряный ключ”. Художнику из Казахстана такое внимание в диковинку: не то, что наше министерство культуры.       

В Казахстане художники-мужчины в приоритете. Женщины с художественным образованием, как правило, уходили, растворялись в семейном быте. С чем, по-вашему, связан процесс их возвращения к творчеству? 

Мир сильно меняется, раньше мужчина-добытчик - глава семьи, сегодня женщина встаёт наравне, и нередко обгоняет мужчин. Два года назад я присоединилась к женскому фонду художников “Тан-Шолпан”. Ассоциация объединяет женщин в совместных, креативных проектах, я участвую во всех оф и онлайн-выставках.  

Думаю, жизнь приводит нужных людей в нужное время и место. Вдохновившись, организовала в Шымкенте несколько выставок художниц и педагогов арт-студий Дворца школьников (Карлыгаш Кансеит, Айнур Асанова, Ирина Шимелкова, Марина Павлова, Ольга Головлева, Плясунова Любовь). Если нечего показать миру, тебя туда не позовут, а когда внутренне готова, дается то, к чему идёшь. Интересно получать опыт куратора, читаю, смотрю, как работают галереи, готовлюсь выйти на новый уровень.

У нас очень талантливые дети, наше подрастающее поколение по другому, интересно мыслит. Что мне нравится во Дворце школьников, где работаю сейчас в детской арт-студии “Галатея” - мы не привязаны к жесткой программе. Если впереди интересный конкурс, дети занимаются им, а натюрморты подождут, это дает больше. Участвуя в конкурсах, дети в этом году заняли столько призовых мест, сколько Дворец школьников не занимал за 20 лет: Польша, Стамбул, Москва, Усть-Каменогорск, Астана, Алматы - около 10 городов. Педагогику я люблю, нашу “Галатею” дети покидают с крыльями, мы просто не мешаем летать, поправляем в нужном направлении, показывая иные приемы. Мне хочется жить интересно, хочу в творческом окружении путешествовать с картинами по миру. Постепенно, шаг за шагом иду к новым целям. И пусть вершины не самые высокие, но для меня это интересная панорама.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Легенда о любви 2. 2023, холст, акрил, 85х115

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...