Рашида Мугавеева: Шымкент - город художников
Моя поездка в Шымкент обернулась интересным открытием (акимам на заметку): где художников больше, там дела идут лучше. Люди искусства повышают эмоциональный тон региона, в котором живут, - так работает эстетика. Пример тому жизнь и творчество художника, педагога, дизайнера Рашиды Мугавеевой
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/eiRegorNqa45xs3gcZrA.jpg)
Рашида, каков, по вашему мнению, художественный потенциал Шымкента?
Потенциал очень большой, Шымкент уже стал мегаполисом, почему бы не творческим мегаполисом? Город полон художников, от начинающих до признанных мэтров, с которыми рядом постоять - честь: Н. Рустемов, З. Кожамкулов, С. Иляев, Б. Баймен, Р. Естемесов, А. Наурузбаев. В Шымкенте два колледжа для подготовки специалистов творческих специальностей; много вузов, выпускающих модельеров, дизайнеров, живописцев, педагогов всех художественных специальностей. У людей, тонко чувствующих и понимающих красоту, большая потребность собираться для творческих встреч, отдыхать, писать этюды, проводить мастер-классы, симпозиумы, конференции, читать лекции по искусству в специально предназначенных местах.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/sSevxXzvkDf4i0UmvGNO.jpg)
Благополучие. 2021, холст, акрил, 85х115
К сожалению, в городе-миллионнике нет ни одного музея современного искусства и всего 2-3 выставочные площадки. НО появилась арт-резиденция - Дом творчества художников Куттыбека Жакыпа. Кто-то должен стать первым, и такой человек нашелся. Когда данная арт-площадка активно заработает, появятся другие меценаты повторить опыт, направленный на поддержку творческих людей. Хочется, чтобы искусство, как и везде в мире, быстро охватило весь Казахстан.
Ваши герои - женщины и мужчины, мечтающие о любви и счастье. В какой степени окружающая жизнь влияет на ту жизнь, которая ложится на холст?
Мы сами творцы своего счастья, никто не сделает нас счастливыми, если счастья нет внутри. С детства ощущаю себя звездой; любила весной, лёжа в траве, глядеть в бескрайнее небо, казалось Бог создал мир для меня. Этот краткий миг красоты и безмятежности бытия отразила в картине “Спокойствие”, завоевавшей золото на конкурсе французской академии Мондиаль Арт в 2023 году.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/aDlwNvaHaoaV3qSjrKPN.jpg)
Спокойствие. 2022, холст, акрил, 85х115
Я фатально счастливый человек, живу в придуманном мире, пишу свою реальность - мир прекрасен, люди счастливы, всем хорошо. В мире столько зла, что выходить в реальный мир и видеть ужасы, значит, впадать в депрессию. Никому от этого лучше не станет, я спасаю мир красотой. Если моя красота поднимает настроение, значит, в спасении мира есть и мой вклад.
О чем вы рассказываете, разрабатывая свой особый язык?
О красоте природы, о свободе и счастье. Я не рисую города, у меня пейзажные мотивы; горы - в стежках и узорчиках, будто пестрый, лоскутный чапан накинут, такой как дервиши носили, и эти лоскутики красиво раскинулись по земле (смеется).
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/jcyQzEnb8MG0XvYjxSK9.jpg)
Степные истории. Табун. 2018, мдф, акр, декор.краски,107х70
Триптих“ Татарская семья” - обращение к себе, дань счастливой, дружной родительской семье: веселый, добродушный папа и заботливая, добрая мама. Я выросла в Казахстане, хорошо знаю казахскую декоративную культуру. Начав эту серию, столкнулась с тем, что ощущаю себя больше казашкой, чем татаркой, ничего не знаю об исторической родине. Изучать мир близкого народа оказалось интересно, всё равно что пуститься в этнографическое путешествие.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/KJxh8wVtWu4bRtu9jImz.jpg)
Татарская семья 1. Счастье. 2023, холст, акрил, 85х75
Как складывалась ваша творческая карьера?
Насколько себя помню, всегда рисовала и училась на художника: 5 лет спецшколы, 4 года училища, 6 лет Акадамии Жургенова (1990-96). Я одна из первых выпускников по специальности “графический дизайн”. Дипломной работой руководили Ералы Оспанов и Агимсалы Дузельханов. Они привили ставшую лейтмотивом моего творчества любовь к этнографии, эпиграфике, орнаменту.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/AOHq3D3FdVbjhkWIv3Aw.jpg)
Вечная дорога 2021, холст, акрил, 85х115
Для подготовки специалистов с уклоном на Казахстан и Турцию преподавала графический дизайн в Международном Казахско-Турецком университете (МКТУ). Педагог должен быть на голову выше студентов, и я штудировала все, что могла найти в библиотеках по истории, обычаям, традициям. Исследователем ощущала себя и в Южно-Казахстанском госуниверситете, где преподавала архитектурный дизайн. Углубленно изучая предмет, обрела знания по архитектурной светотехнике и инженерной инфраструктуре. Участвуя в конкурсах, мои студенты возвращались с победой, с удовольствием наблюдала, как растут те, кому дала крылья. Сегодня в любом рекламном агентстве Шымкента, куда бы не зашла, встречаю бывших студентов: здравствуйте, Рашида Мадарисовна, как мы рады вас видеть! (смеется)
Ещё одна ипостась вашей работы - роспись стен.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/DHDJiOwOQi5XCg1IiSDE.jpg)
Барельеф
Из финансовых соображений после 17 лет, посвященных педагогике, я занялась монументальной живописью. Двух дочерей-студенток на мизерную зарплату преподавателя в Алматы не выучишь. Любой мой заработок - от души, вкладывалась ли я в студентов или в стены. Жизнь коротка, и делать то, что не нравится, не имеет смысла. Для кого роспись стен, рельефы, барельефы - левая подработка, а для меня - знакомство с новыми материалами, красками, техниками нанесения.
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/NUJpHqhsd3U8lIlTtAFX.jpg)
Роспись
Не выписывая детали, училась видеть картину на стене целиком, обобщенно. Стоять на 5-6-метровых строительных лесах помногу часов и опасно, и физически тяжело, жесткие сроки задавали темп, но вызов есть вызов. Смогу ли на скучной, белой стене отобразить свою вселенную? И когда в пространстве помещения возникал чудесный пейзаж, чувствовала себя творцом. В перерывах между заказами занималась художественным творчеством.
Когда состоялся окончательный переход к написанию картин?
Я всегда была художником. В 2016 году впервые побывала на арт-фестивале в Стамбуле. Когда ушла из университета, много общалась с профессиональными художниками. Экспериментировала, впитывала способы по-новому выражать мысль в композициях, искала концептуальный подход и активно участвовала в выставках.
Огромный толчок в личном творческом росте дал мировой арт-симпозиум на Северном Кипре в 2019 году, - невероятная энергетика и мощь! Когда в одном месте собирается множество художников из разных стран, и каждый со своим Я, один другого затмевает как на соревновании. Не покидает ощущение, что ты маленький ручеек, попавший в бурную реку - генератор идей и аккумулятор новых, свежих экспериментов! Условия идеальные: огромное количество холстов, красок, бешеная скорость. Забывая обо всём, экспериментируешь. В работе на скорости свои преимущества, неожиданно открываются новые грани, и выдаешь такое, на что не осмелилась бы, сидя одна в тихой мастерской.
Кочевье осенью. 2022, холст, акрил, 70х40
Это большое счастье попасть в ту атмосферу вместе с волной молодых креативных художников: Зура Асылгазина, Куралай Аманжолова, Карлыгаш Кансеит. Мы, казахстанцы, необычные и очень разные. У нас всё контрастно, сочно, много стилизации, символизма, яркая цветовая палитра. Узбекские, туркменские художники ближе к реальности, казахское искусство более декоративное. Пусть мы не топовые художники, турки уважительно относятся к Казахстану. На моей выставке министр Северного Кипра сам вручал мне награду “Серебряный ключ”. Художнику из Казахстана такое внимание в диковинку: не то, что наше министерство культуры.
В Казахстане художники-мужчины в приоритете. Женщины с художественным образованием, как правило, уходили, растворялись в семейном быте. С чем, по-вашему, связан процесс их возвращения к творчеству?
Мир сильно меняется, раньше мужчина-добытчик - глава семьи, сегодня женщина встаёт наравне, и нередко обгоняет мужчин. Два года назад я присоединилась к женскому фонду художников “Тан-Шолпан”. Ассоциация объединяет женщин в совместных, креативных проектах, я участвую во всех оф и онлайн-выставках.
Думаю, жизнь приводит нужных людей в нужное время и место. Вдохновившись, организовала в Шымкенте несколько выставок художниц и педагогов арт-студий Дворца школьников (Карлыгаш Кансеит, Айнур Асанова, Ирина Шимелкова, Марина Павлова, Ольга Головлева, Плясунова Любовь). Если нечего показать миру, тебя туда не позовут, а когда внутренне готова, дается то, к чему идёшь. Интересно получать опыт куратора, читаю, смотрю, как работают галереи, готовлюсь выйти на новый уровень.
У нас очень талантливые дети, наше подрастающее поколение по другому, интересно мыслит. Что мне нравится во Дворце школьников, где работаю сейчас в детской арт-студии “Галатея” - мы не привязаны к жесткой программе. Если впереди интересный конкурс, дети занимаются им, а натюрморты подождут, это дает больше. Участвуя в конкурсах, дети в этом году заняли столько призовых мест, сколько Дворец школьников не занимал за 20 лет: Польша, Стамбул, Москва, Усть-Каменогорск, Астана, Алматы - около 10 городов. Педагогику я люблю, нашу “Галатею” дети покидают с крыльями, мы просто не мешаем летать, поправляем в нужном направлении, показывая иные приемы. Мне хочется жить интересно, хочу в творческом окружении путешествовать с картинами по миру. Постепенно, шаг за шагом иду к новым целям. И пусть вершины не самые высокие, но для меня это интересная панорама.
Спасибо за интервью.
Дина Дуспулова, арт-эксперт
![](https://businessfm.kz/storage/posts/July2024/jQpOQXc5Iq4Tl6smKv63.jpg)
Легенда о любви 2. 2023, холст, акрил, 85х115