ПРЯМОЙ ЭФИР

Оразбек Есенбаев: Для меня все только начинается

В 2016 г. крупнейшая в СНГ московская выставка Международной конфедерации союзов художников в Центральном Доме художников стала для Оразбека Есенбаева точкой отсчета звездного восхождения. Неизвестный график из Казахстана удивил знатоков искусства своими графическими находками и техническими эффектами. Спустя пять лет новая международная победа, обеспечившая художнику нынешний пятилетний контракт за рубежом, - Золотая медаль и Первое место на Мировом арт-симпозиуме, Северный Кипр, 2020, собравшем тысячу художников из 14 стран тюркоязычных народов

Оразбек Есенбаев

Оразбек, расскажите о своей выставке в Москве.

Это Московский международный художественный салон, на котором художники из пятнадцати бывших советских республик ежегодно делятся творческими достижениями. Концепция выставки «ЦДХ-2016. Образ времени» - показать, как мы жили в советское время. На эту тему я привез около 30 работ в авторской технике: шёлк, шариковая ручка. О том, что рядом с моим залом будут выставлены из запасников работы мэтров советского времени - Айтбаев, Угаров, Моисеенко - я и мечтать не мог! В России не то что в Казахстане, искусством все интересуются, даже в кризис простой народ выставок не пропускает. В остальном уровень работ из стран СНГ на художественном салоне был не выше коммерческого. Живописцы в республиках будто спят и неизвестно, когда проснутся. Поэтому, чем скорее художники в Казахстане займутся настоящим творчеством, тем раньше мы сможем задавать тон в искусстве СНГ.

"Лунная походка"

Расскажите о своем художественном становлении.

Родом я из Кызылорды, старший из двенадцати детей, отец – шофер-пожарник, мать домохозяйка. Мое увлечение искусством родители не одобряли, но мне повезло. В 1975 году в Кызылорде открылась художественная галерея, и к нам из музейных фондов Москвы и других российских городов каждый месяц привозили выставки, так мальчишкой я увидел Третьяковку. Пятиклассником бегал в изостудию Дворца школьников, не зная русского языка, с интересом слушал нашего преподавателя из Новгорода о Репине, Сурикове, Леонардо да Винчи. Вместе с педагогом ходил на пленэры, делал альбомы из репродукций картин, вырезанных в журнале «Огонек». Он учил: "Шедевр можно и на промокашке создать", и привил мысль - решил быть художником, будь верен искусству! Как-то мой дядя, бывший зэк, подарил мне носовой платок - кусок шелка с нарисованным в тюрьме шариковой ручкой узором. Я попробовал так рисовать, и дядин подарок стал предвестником моей техники графики.

В 1983 г. я окончил Алма-Атинское художественное училище, в 1993 г. - отделение керамики театрально-художественного института им. Жургенова. Картины писал в свободное от работы время. Зарабатывал чем придется, особенно в 90-х годах. Как старшему в семье приходилось думать не о выставках, а о выживании: был разносчиком молока, учителем рисования в школе, преподавал в академии моды «Сымбат», затем пошли заказы. Сейчас дети взрослые, последние пять лет я свободный художник. Если уж суждено заниматься творчеством, сам Бог тобою движет! Первая выставка в алматинской галерее «Вернисаж» - в 2006, и вот через десять лет - выставка в Московском ЦДХ. Когда человек много работает, к нему приходит новое видение, он даже не замечает, как это получается. Как говорил художник Борис Пак: до шестидесяти лет человек учится, затем начинает рисовать. Мне 56 и я только начинаю "видеть", - интересно, что будет в 70?

"Баксы"

 

Кто из художников оказал на вас наибольшее влияние?

Долгое время я работал вместе с Салихитдином Айтбаевым, тесно общался с другими шестидесятниками: Исатай Исабаев, Токболат Тогузбаев, БахтиярТабиев. Шестидесятники создали атмосферу, волновали, но они закрыли дорогу тем, кто шел за ними. В их тени недооцененными остались блиставшие среди нас в студенческие годы Гани Баянов, Каирбай Закиров, Амандос Аканаев.

В общении с искусствоведами сегодня острая нужда. Недавно собрал молодых искусствоведов: будьте богатыми, рекламируйте нас, мы - ваш инструмент, орудие, - каждый должен работать на своем месте: художники рисовать, искусствоведы продвигать их искусство. Жаль, молодежь меня не слышит, а кто знает в этом толк, уже на пенсии. Молодые знают лишь тех, кто сегодня больше всех зарабатывает, а художников, которые работают творчески и действительно делают вклад в отечественное искусство, не видно и не слышно. Историков искусства нашего поколения почти не осталось. Нынешние историки не знают ни что творилось в Казахстане раньше, ни что происходит сейчас. Поэтому, чтобы наше искусство ценили, людей надо воспитывать, и я рассказываю молодым про Айтбаева, Закирова, Баянова, Аканаева, Дюсенбаева, Сыдыханова. Например, как Айтбаев показал нам кубизм, Толепбаев привез сюрреализм. Далее мы сами, каждый по-своему, национальную культуру развивали.

Искусствоведам нужно очень много поработать, каждому художнику дать экспертную оценку. В советское время я работал в Кызылорде в художественном фонде, по заказам госучреждений мы весьма натурально писали портреты героев социалистического труда. Сами художники об этих производственных картинах отзывались полупрезрительно: «халтура», а сейчас эти халтуры в музеях висят! Хорошо продаваемые живописцы подстраиваются под богатых заказчиков, желающих иметь свой портрет маслом.  Другие для невзыскательных покупателей рисуют батыров, коней. Многих хороших мастеров это сгубило, художники идут на это, потому что на творческие работы нет спроса. На выставке к 80-летнему юбилею Союза художников в музее Кастеева была полная неразбериха: творческие работы вперемежку с коммерческими. Творчество и коммерция не должны соперничать друг с другом.

Асан Кайгы

 

Как вам удается совмещать творчество с общественной работой?

(Смеется) Для меня всё только начинается, последние пять лет навёрстываю упущенное, воплощаю идеи, которые вынашивал в голове и не мог осуществить. Два года назад при союзе художников основал молодежную секцию - союз молодых художников Казахстана. Затем решил: пусть молодежь работает самостоятельно, буду курировать их от cекретариата союза художников. За два года собралось около 70 человек в возрасте от 18 до 40 лет, между поколениями устанавливаются тесные взаимоотношения. Молодые жаждут творчества: еженедельно собираемся для портретной живописи, ходим на пленэры. К 1000-летию Алматы пишем алматинские пейзажи. Отличная выставка при поддержке Министерства обороны прошла к празднованию 550-летия Казахского ханства. Осенью планируем молодежную республиканскую выставку «Метр на метр. 100х100» с участниками из Актау, Атырау, Астаны, других городов.

Дарий Сактар

 

Полгода назад я открыл военно-художественную студию «Сардар», аналог российской студии Грекова. Зачем? - Сейчас историю Казахстана художники рисуют каждый по своему разумению. Чтобы появились реалистичные исторические картины, надо ребят из «Сардара» отправлять в Москву и Санкт-Петербург учиться в студии Грекова создавать панорамы. В этом заинтересованы Исторический музей, Музей Дома Армии, Союз генералов, министерство обороны, МВД, КНБ и прокуратура. Хорошо бы в Академии искусств им. Жургенова открыть специальность «Историческая живопись». Тогда одежда и орнамент будут согласованы с документальным знанием истории.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...