ПРЯМОЙ ЭФИР

Казахстанскому кино обещают «второе дыхание»

12 сентября, в День казахстанского кино, прошла пресс-конференция с участием и.о. Председателя Правления НАО «Государственный Центр поддержки национального кино» Гульнары Сарсеновой и заместителя Председателя Правления НАО «ГЦПНК» Олжабая Мусабекова.

Фото: Интерфакс-Казахстан

Руководители недавно созданной структуры, призванной наладить диалог государства с деятелями кино, рассказали о том, на какую поддержку могут рассчитывать отечественные кинорежиссеры и продюсеры, как казахстанские фильмы будут продвигать в международном прокате и какие проблемы кинорынка необходимо решать уже сейчас, чтобы вывести отрасль на качественно новый уровень.

Отвечая на вопрос о современном состоянии индустрии кино, спикеры подчеркнули, что сегодня в Казахстане работают 320 кинозалов. Кассовые сборы в прошлом году по всем фильмам, прошедшим в прокате, составили порядка 19 млрд тенге. В то же время был поставлен своеобразный рекорд по фильмам отечественного производства – в  прокат вышло 44 казахстанских фильма, что в два раза превышает показатель предыдущего года. Однако из общего числа картин, только 20% получили государственную поддержку. Эти показатели в Центре поддержки национального кино намерены менять уже в ближайшее время. 

- Я хочу сказать, что при нашем населении в 18 с лишним миллионов человек, даже при прокате только в нашей стране, для получения какой-то прибыли или возмещения затрат при производстве картины нужно, чтобы фильм стоил не более $200 тыс. Это очень маленький бюджет для конкурентоспособности фильма на мировом рынке… Фильмы, которые представляют Казахстан и являются национальными, должны быть сняты на большие деньги. Государственная политика как раз предусматривает возможность финансировать проекты, которые представят Казахстан с самой лучшей стороны, показав потенциал нашей страны, - сказала Гульнара Сарсенова.

Картины, которые могут претендовать на помощь государства, должны отвечать целому ряду требований -  художественная составляющая, интересный сценарий, высокий профессионализм съемочной группы. Взамен кинематографисты обеспечат себя не только финансированием, но и возможностью обучаться или получить уникальный опыт работы с иностранными коллегами.

Так, Госцентр поддержки национального кино планирует организовывать мастер-классы с участием именитых режиссеров, казахстанские работники киноцеха получат возможность на льготной основе обучаться во ВГИКе (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова) и других авторитетных учебных заведениях. При этом в Госцентре отметили, что популяризация национального кино, как качественного и действительного интересного продукта, позволит оператору зарабатывать самому. При этом 20% от проката картин будут уходить в бюджет Центра для дальнейшего развития и финансирования национальных фильмов. Такая практика уже в этом году должна обеспечить первые доходы от трех фильмов.

- Здесь еще есть проблема единого кинобилета. Без единой информационной системы мы никак не может развить кинобизнес в Казахстане. Сегодня у нас нет автоматизированной системы подсчета, мы не можем правильно анализировать кинорынок, нет обратной связи с кинозрителем. Во все странах – в соседней России, Грузии, Украине, такие системы давно установлены. И функция нашего Госцентра – постараться эту систему внедрить во всех кинотеатрах. Тогда нам будет понятна общая картина, и мы сможем регулировать рынок», - отметила Гульнара Сарсенова.

В Казахстане планируют повторить международный опыт, когда им субсидируется от 10% до 30% стоимости услуг на кинопроизводство. Уже есть перечень зарубежных кинематографистов, готовых снимать в Казахстане. Как правило, режиссеров других стран привлекают наши локации, инфраструктура, природные достопримечательности и гостеприимство местного населения.

- Это деньги, которые остаются в Казахстане. Иностранная компания нанимает операторов, берет костюмы, оплачивает грим, транспорт, все, что они расходуют здесь, остается в нашем государстве. От этого мы 30% возвращаем. Но истратив 30%, мы получаем доход государства в 70%. То есть очень экономически выгодная  линия, по которой мы можем двигаться, - озвучил свое мнение заместитель Председателя Правления Государственного центра поддержки национального кино Олжабай Мусабеков.

Много времени участники встречи уделили результатам  первого конкурса кинопроектов.

- В начале июня мы провели первый конкурс. Было подано очень много заявок, но отборочная комиссия рекомендовала ряд фильмов, которые были обсуждены, просмотрены, мы получили одобрение и передали в межведомственную комиссию. На сегодняшний день утвердили 18 фильмов. Все разного жанра, есть арт-кино, коммерческое, есть дебюты. Учитывая, что этот год объявлен годом молодежи, мы учли и это, молодым кинематографистам тоже дали возможность самореализоваться. Снимаются также исторические фильмы, спортивные фильмы. Был очень интересный проект о Кожимукане. Мы все знаем насколько значим Кажимукан для нашего народа. Очень мощный сценарий, мы его поддержали, и будем запускать, - сказал Олжабай Мусабеков.

Руководство Государственного центра поддержки национального кино подчеркнуло: из общего дохода от проката фильма, профинансированного государством, 20% возвращаются в ГЦПНК, а 80% забирает продюсер для дальнейшего развития компании, повышения навыков своих сотрудников и другие насущные вопросы производства . 

- Новый питчинг проектов мы хотим провести в конце ноября, чтобы все его потенциальные участники смогли хорошо подготовиться. А у экспертного совета было время почитать сценарии и написать свои рецензии, - сказала Гульнара Сарсенова.   

Какие фильмы прошли предварительный отбор:

На заседании межведомственной комиссии были презентованы 60 кинопроектов, прошедшие предварительный отбор экспертного совета. По итогам рассмотрения были выбраны:

Социально-значимые фильмы, в числе которых документальные ленты «Алая нить судьбы» (продюсер Берлин Иришев, режиссер Берлин Иришев, Максим Чикин), «Возвращение учителя» (режиссер и продюсер Сергей Азимов)  и «Туркестан – вчера, сегодня, завтра» (продюсеры Владимир Тюлькин, Хаснимурат Усманов, режиссер Владимир Тюлькин).

Художественные фильмы: «Боксер» (продюсеры Акан Сатаев, Светлана Нам, режиссер Акан Сатаев), «Время патриотов» (продюсеры Акбар Курманбаев, Асель Саги, режиссер Олжас Баялбаев), «Выбор» (продюсер Канат Торебай, режиссер Ермек Турсунов), «Жизнь» (режиссер и продюсер Эмир Байгазин), «Кажымукан» (продюсер Тасболат Мерекенов, режиссер Канагат Мустафин), «Обучение Адемоки» (продюсер Серик Абишев, режиссер Адильхан Ержанов), «На старте» (продюсер Максим Акбаров, режиссер Индар Джендубаев), «Тырналар» (продюсер Арман Асенов, режиссер Дамир Манабай), «Хардкор» (продюсер и режиссер Фархад Шарипов).

Фильмы совместного производства «Ақын» (продюсер Паоло Бранко, режиссер Дарежан Омирбаев) и «Слепая любовь» (продюсеры Тимур Бекмамбетов, Оксана Тен, режиссер Чак Чае).

Игровые фильмы, предназначенные для широкой зрительской аудитории –  «Каникулы оффлайн-2» (продюсеры Акан Сатаев, Эрнар Курмашев, режиссер Эрнар Курмашев), «Нартай» (режиссер и продюсер Гульнара Сарсенова)  и «Спасение в степи» (продюсеры Цезарь Бенетис, Эмилио Амаре, Светлана Коротенко, Алия Далабаева, Жарасхан Кульпиенов, режиссер Мигель Анхель Вивас).

И дебютный кинопроект «Огонь» (продюсер Диана Ашимова, режиссер Айжан Касымбекова).

Одобренные кинопроекты войдут в Тематический план Министерства  культуры и спорта РК по производству национальных фильмов и уже в этом году получат финансирование со стороны государства от единого оператора – Государственного центра поддержки национального кино».

 

Для справки:

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...