ПРЯМОЙ ЭФИР

Гульжанат Кабижанова: Я художник-педагог

Художники поколения 50+ бьют тревогу о резком снижении качества современного художественного образования. Будут ли молодые художники лет через 20, как они, с благодарностью вспоминать своих наставников в студенческие годы? Не оборвется ли творческая преемственность поколений? Об этом и многом другом говорит талантливый художник-педагог, искусный мастер по войлоку Гульжанат Кабижанова, хрупкая женщина с красивым, породистым лицом

Гульжанат, расскажите о своем художественном становлении.

Путь к художественному самовыражению у меня складывался непросто. В 1980 году окончила художественно-графический факультет Казахского педагогического института имени Абая. В то время это был единственный в стране вуз, куда устремлялись выпускники художественных училищ, там были лучшие преподавательские кадры. Получив мощную художественную, психолого-педагогическую и методическую базу, я была очень довольна, что обрела исключительную по насыщенности специальность преподавателя изобразительного искусства и черчения. С тех пор, верна своей профессии, одинаково люблю как художественную, так и преподавательскую деятельность.

По окончании института работала в таких сферах, как интерьер, мебель, ковровая фабрика, гобеленовая фабрика в Прибалтике, сувенирное производство, дизайн посуды, книжная графика, оформление колонн демонстрантов в праздники. За десять лет столько опыта набрала, что желание поделиться заставило вернуться в стены родного университета.

Преподавала спецкурсы, от которых отказывались другие: композиция, цветоведение, стилизация, пластическая анатомия. Мне все удавалось, разрабатывать и преподавать курсы было интересно. Внедрение дисциплин (основы декоративной композиции, войлок, батик) по специализации «Художественный текстиль» требовало научной базы. С воодушевлением занялась наукой, диссертацию: «Методика обучения основам декоративной композиции» защищала в России, я кандидат педагогических наук, доцент.

С чем связан нынешний упадок в художественном образовании?

Это больной вопрос. Сегодня качество художественного образования действительно гораздо ниже, чем раньше. В системе высшего образования я с 1991 года, на моем счету немало выпусков. В художественной педагогике заочного обучения нет, дистанционно художника не обучишь. В этом смысле, студенты моих первых выпусков были просто фанатами. Преподаватели шли им навстречу, когда после 4-6-часового урока по расписанию, студенты просили остаться с ними в мастерской дополнительно, чтобы рисовать еще 4-5 часов, - из них вышли замечательные художники!

Практика показала, что внедренные 10 лет назад западные стандарты обучения в сфере искусства не работают. Нельзя за два академических часа в неделю эффективно научить будущего художника рисованию! Модель «бакалавриат-магистратура» без учета специфики творческих специальностей, привела к большим проблемам. Платное обучение снизило уровень конкурса среди абитуриентов, а выделяемые государством 5-6 грантов достаются далеко не лучшим.

Остро стоит и проблема преподавательских кадров: по творческим специальностям в приоритете не уровень художественного мастерства, а ученая степень. Педагогический состав слабый, есть и совершенно случайные люди. Из хороших преподавателей-энтузиастов остались единицы, навязанная им бесконечная формальная отчетность душит, не дает развернуться в полную меру своих возможностей. Многие настоящие патриоты художественной педагогики не выдерживают и уходят, а что может дать студенту слабый преподаватель? Отсюда пошла порочная цепочка…

Проработав много лет в вузе, считаю, что для разрешения назревших проблем необходимо ввести рейтинг преподавателей с учетом мнения студентов о качестве обучения, привлекать лучшие кадры на конкурсной основе. Важно освободить педагогов и от бесполезного «отчетного бумагомарания», вполне достаточно тезисного (на 2-3 страницах) изложения учебного плана. Главное - мониторинг качества образования!

Зная нужды художественного образования не понаслышке, не могу оставаться равнодушной. После ухода из университета, в помощь многочисленным студентам, желающим заниматься дополнительно, основала свою творческую студию. Работаю одна, готовлю абитуриентов, набираю столько учеников, сколько способна осилить, обеспечивая качество обучения. По индивидуальной программе стараюсь дать фундаментальную подготовку трем категориям учащихся: школьники 13-17 лет, мечтающие о специальности художника, дизайнера, архитектора; взрослый контингент - экономисты, психологи, врачи, созревшие для развития способностей к рисованию. Иногда собираются коллеги на вечерний или воскресный рисунок. Случаются и мастер-классы по войлоку или батику. Я хороший педагог, мои ученики поступают в художественные вузы как в Казахстане, так и за рубежом: Чехия, Австрия, Сингапур, Испания, Россия.

Какова ваша мотивация в творчестве?

Я член Союза художников Казахстана, с 1992 года начала принимать участие в республиканских и зарубежных выставках, но долгое время позиционировала себя как художник-педагог. Лишь последние пять лет много времени и сил уделяю творчеству, это зов души, внутренняя потребность оставить свой след в искусстве. Видно, пришло время, я только начала вкушать прелесть художественной самореализации. В творческом сообществе мне интересно, чувствую, что созрела для выставок, мастер-классов. (Смеется) На вопрос о достижениях отвечаю: я на взлетной полосе, как художник пока мало, что сделала, хотя за лучшие работы в декоративно-прикладном искусстве удостоена Золотой медали Союза художников Казахстана!

Что вам ближе в творчестве – войлок или батик?

Войлок считаю «высоким искусством» казахов, выражающим нашу национальную культуру. И мы, увлеченные войлоком художники-ремесленники, несём ее в массы как проводники. Нас немного, войлок требует фанатичной любви, ведь покрасить, свалять, превратить в полотно, жгуты, объемное изделие – это долго, сложно, хлопотно. Но мы есть, и это радует; восхищает энергетика войлока, от ворсовой фактуры в помещении уютно, та же картина красками на холсте смотрится куда скромнее. Не удивительно, что сегодня войлок покорил Европу и Америку. Но корни-то у нас, издревле в культуре кочевников наработана мощная база, на которую наслаиваются приобретения наших дней.

Осознание, что войлок - это моё, пришло не сразу, созревала постепенно. Вначале нашла себя в батике, занималась технологическими поисками колористических эффектов. Искусство войлока постигала самостоятельно, некоторое время металась: поработаю с войлоком, тянет на батик и, наоборот. Наконец, совмещая традиционные казахские и новейшие зарубежные технологии решила «подружить» шерсть и шёлк. В качестве художественного открытия хочу перенести шелковые узоры батиков на войлок - для моих экспериментов простор, творю как живописец. Холстом мне служит шерсть; импровизация, неожиданные находки обогащают идею. Конечно, шелк и шерсть диктуют свои условия, но оба материала натуральные и прекрасно «уживаются» друг с другом. Всегда стремлюсь делать работы «казахскими», хотя часто слышу, что мой стиль ближе к европейскому.

А как же национальная идентичность?

В творчестве я патриотка, национальное у меня в генах. В своих работах стараюсь вдохнуть новую жизнь в символический язык казахского орнамента, чтобы стилизованная форма глубже, тоньше передавала художественное содержание. Не так давно побывала с мастер-классами и выставками в Санкт-Петербурге и Москве. Порадовалась, что европейцы нашли мой национальный колорит ненавязчивым: даже без такой атрибутики, как традиционные орнаменты, он чувствуется.

Любовь к ручному творчеству у меня от родителей, я безмерно благодарна им за все хорошее, что есть во мне, они - моя Вселенная и защита. Добрый и щедрый папа работал технологом по пушнине и шерсти, талантливая и оптимистичная мама была народной умелицей по текемету, вышивке и шитью. Ее умение искусной мастерицы вести орнаментальную вязь одним чутьем, на глаз, без рисунка передалось и мне. Я человек Земли, люблю смотреть в небо и в мечтах вести разговоры со Вселенной; она щедра, изобильна и полна загадок.

Работы у меня разные: интерьерные панно, дизайнерские решения, новаторские композиции или интерпретации народных традиций. Постоянно возвращаюсь к теме древа и природных стихий. Очень хорошо на орнаментально-знаковую основу войлока ложатся древние наскальные рисунки. Стремление в космос в моем мироощущении - это тема каравана и кочевья как нескончаемого шествия во времени и пространстве.

Большое спасибо за интервью.

Автор: Дина ДУСПУЛОВА, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...