ПРЯМОЙ ЭФИР

Фархат Кабдыкаиров: «Могу выйти на мировую фото сцену»

По данным портала PBWM.ru, средства, вложенные в фотографию, приносят около 7 % всего мирового дохода от продажи современного искусства. Если четверть века назад фото, относящиеся к премиальному сегменту, можно было приобрести всего за $1000, то сейчас самая дорогая работа в мире стоит $6 млн.

Фото: Фархат Кабдыкаиров

Как объект для инвестиций, фотография в нашей стране имеет хороший потенциал. Инвестируя сегодня в работы казахстанского фотографа Фархата КАБДЫКАИРОВА, велика возможность приобрести своего «Рембрандта».

— Фархат, вы кандидат физико-математических наук, почему стали фотографом?

- Подростком я увлекался собиранием красивых бабочек и сильно расстраивался, глядя как от времени они рассыпались на вате в моих коробках. Чтобы сохранить красоту, стал фотографировать. С той поры, что бы ни случилось, ни разу не сказал: все, надоело, точка. Фотография стала делом жизни.

Если я увлекаюсь, то полностью, на сто процентов, мои две стихии – математика и фотография. В обычной школе я был первым в математике, но в физико-математической спецшколе, куда отец перевел меня с 7 класса, скатился до троечника. Это подстегивало: времени на игры c ребятами во дворе не осталось.


Читайте также: Алексей Уткин: «Благодаря любви, пишу сердцем»


В 10 классе победил на республиканской олимпиаде. Всесоюзная олимпиада вновь обломала мои амбиции, но привитая в физмат школе работоспособность, выработала правило: хочешь добиться цели, работай по максимуму. В студенческие годы на мехмате МГУ были сокурсники, казавшиеся умнее, и я по восемнадцать часов в сутки занимался математикой; к третьему курсу стал одним из лучших. К Москве я привыкал три года, сильно скучал по Алма-Ате. Подрабатывал дворником, грузчиком, сидел оператором на телефоне, чтобы заработать на фотоаппарат, увеличитель или объектив. Приезжая домой с новеньким фотоаппаратом, ходил с друзьями в горы, снимал природу.

Фото: Фархат Кабдыкаиров

Затем был Институт математики АН КазССР, где начинал работать инженером. Директор института Блиев Назарбай Кадырович увидал большое достижение в том, что частный случай моей кандидатской диссертации был темой для защиты чьей-то докторской и научный журнал «Известия АН СССР» опубликовал мою статью на 67 страницах. Он сразу сделал меня старшим научным сотрудником. Проработав в должности СНСа три года, я ушел в Институт литературы и искусства … фотографом. Шли лихие 90-тые, но я готов был работать бесплатно, только бы меня взяли! Так началась моя профессиональная деятельность в фотографии. Приходилось выуживать по крупицам материалы по черно-белой и цветной пленке из западных журналов, много читать в Ленинской библиотеке в Москве: как и что снимать, какие фильтры применять. Никто из фотографов не хотел делиться своими познаниями, а интернета тогда не было.

Фото: Фархат Кабдыкаиров

— Какой техникой вы снимаете?

- Приобретаю только лучшие в мире фотоаппараты, это бренды класса Hi End. Кроме Nikon, имею шведский Hasselblad, датский Phase One, швейцарскую Alpa, а также лучшую немецкую и японскую оптику. Окупится ли это оборудование не задумываюсь, знаю только, что этим фотоаппаратом сделаю несколько удачных кадров максимального качества, это важнее. Конечно, если бы существовала одна единая, идеальная фотосистема, я бы ее приобрел, а остальное выкинул. Но такой просто нет, это все равно как найти идеальный автомобиль. Так что приходится выбирать одно оттуда, другое отсюда. Наиболее законченной системой является Nikon, но лучшее качество дают среднеформатные тяжелые системы.

В советское время цвета практически не было, но техника не стоит на месте. И когда впервые увидел фотографию на Kodak, она казалась нереальной, никак не мог «наесться цвета» - срабатывала нищенская психология, часами смотрел и сравнивал. Просыпаясь, думал: неужели пленка могла выдать такой цвет? Видно, поэтому мои работы кажутся иногда слишком яркими.

Фото: Фархат Кабдыкаиров

Иду на это сознательно: снимаю техникой от 200 тысяч евро и мои снимки даже 2006-07 годов сохраняют качество. Любой вид съемки доставляет огромное удовольствие: пейзажи, животные, фэшн, обожаю архитектуру, интерьеры, экстерьеры, макросъемку. Для этого нужны разные виды объектива. Скажем, появился в продаже объектив за 13 тысяч долларов (я в шоке!). Но дело не в деньгах, иначе был бы сейчас высококвалифицированным менеджером, звали и в банки, и в правительство: МГУ - хороший трамплин, но мне нравилось заниматься тем, чем я занимаюсь.

— Можно ли достойно зарабатывать фотографией в Казахстане?

- Учитывая экономическое положение в стране, уже нет. Сегодня стонут даже те, кто зарабатывал на репортажных и свадебных съемках, за 30 тысяч тенге фотографы готовы снимать и фото, и видео, и дронами. Фотография как профессия уходит. Раньше она была доступна немногим, а сейчас, имея смартфон, каждый сам себе и фотограф, и видеограф. С одной стороны, это хорошее, здоровое хобби заставляет ходить, бегать, переживать эмоциональные состояния, открывать в себе прекрасное. Приличное качество снимков камерой за тысячу долларов позволяет распространять их в соцсетях. С другой, у нас в стране нет культуры фотографии, нет понимания, что профессионал уровня мастера может выйти на мировую фото сцену и вернуться в Казахстан героем, как Димаш Кудайберген.

Фото: Фархат Кабдыкаиров

Ваши работы красивы. Вы обрабатываете свои снимки?

 - То, что видит человеческий глаз и то, что получается - это две совершенно разные вещи. Занимаясь обработкой, делаю снимок таким, как вижу на интуитивном уровне. Творческому глазу виднее, где дать с помощью фотошопа больше воздуха, пространства, чтобы сделать из сырого файла, допустим, панорамную фотографию. Это интересный, творческий процесс, всегда чему-то учусь, совершенствуюсь и с каждым новым пониманием снимаю по-другому.

- Расскажите об авторских фотоальбомах.

- У меня девять своих альбомов, это полиграфическая продукция о Казахстане - результат командной работы за последние девять лет. Началось все в 2011, я нанял самолет-кукурузник и целый месяц летал над красивыми местами Казахстана. Работать над панорамными альбомами было безумно интересно! Затем вышел пейзажный альбом о казахстанских красотах и альбом «Дикая природа».

Фото: Фархат Кабдыкаиров

В Казахстане снимать ее очень сложно: столько охотников развелось, что дикие медведи, волки, архары пугливо убегали и прятались. Идея моего друга Олега Билялова подтолкнула к изданию альбома «Казахстан – родина тюльпанов». На выходе очень хороший альбом с уникальными снимками нашей столицы и альбом «Ночной Казахстан». Используя базу данных моих коллег-фотографов много интересных альбомов можно сделать.

-  Где еще вам хотелось бы побывать с фотокамерой?

- Несмотря на упадок фотографии в Казахстане, оптимизм еще не иссяк (смеется). Часто думаю, как поеду на съемки в Африку и Патагонию. С детства мечтаю снимать на Бали и Калимантане самых больших на свете бабочек. Я Стрелец, удачливый знак Зодиака и мне, страстному поклоннику спорта, удалось на чемпионате мира по футболу в Москве снимать величайших футболистов нашей эпохи, а также звезд мирового тенниса - Джоковича и Надаля. Всем желаю сохранять в себе свои заветные мечты, идти к ним и добиваться во что бы то ни стало.

Большое спасибо за интервью.

Автор: Дина ДУСПУЛОВА, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...