ПРЯМОЙ ЭФИР

Дина Дуспулова, арт-эксперт: Почему арт-инвестиции всегда в цене

Когда рынки падают, все уводят инвестиции в более надежные сегменты. Нестабильность мировых финансовых рынков подталкивает инвесторов к поиску альтернативных способов инвестирования. С этой точки зрения шедевры изобразительного искусства - идеальный объект для инвестиций. Основная особенность арт-рынка - слабая зависимость от фондового рынка. Сегодня Казахстану самое время перенести на свою почву то, что работает уже везде за границей.

Фото: StockSnap from Pixabay 

Внутренний спрос на искусство Казахстана зависит от представителей отечественной бизнес-элиты, от того, насколько образованной она станет в области арт-инвестиций. Создавать подлинных коллекционеров - важная задача. Из-за отсутствия информации инвестиции в произведения искусства у нас мало популярны, понятие казахстанского арт-рынка в наши дни остается размытым. Для сохранения денег нужно хорошо разбираться в искусстве. Рост интереса к предметам искусства ведет к росту их стоимости и улучшению инвестиционного климата в Казахстане.

Речь идет о выстраивании у нас отечественной арт-индустрии. Если произведение искусства покупается просто как инвестиция, это зачастую лишь кратковременная выгода. Чтобы создать устойчивый долгосрочный рынок, надо поощрять и «растить» коллекционеров, а не просто инвесторов, потому что рынок тогда имеет перспективу, он поможет сбалансировать падение мировых цен на нефть и быстрее избавиться от сырьевой зависимости.

Казахстанские реалии

Войти в глобальный художественный рынок на волне его расширения для Казахстана - веление времени. Есть у нас достойные художники, есть и частные галереи, однако дать оценку оборота казахстанского арт-рынка сегодня не берется никто. Ни «народного» интереса, ни серьезного уровня развития частного коллекционирования. Нынешнее состояние казахстанского арт-рынка напоминает условия, с которых индийская и китайская модели стартовали лет пятнадцать назад: то же отсутствие национальной традиции коллекционирования, та же мировая изоляция отечественного искусства и недостаток помощи государства. 

Дина Дуспулова. Фото: личный архив

У казахстанских коллекционеров нет четкого представления о реальной стоимости собственных коллекций, в стране преобладает «подарочное» искусство: владелец приобретает произведения в дар или вовсе за бесценок.  Сделки в основной массе совершаются прямо из мастерской художника, минуя галереи и аукцион, ценообразование спонтанное. Это лишает произведения искусства ликвидности: их легко купить, но нельзя продать. Инвестиционная привлекательность произведения искусства, не прошедшего экспертной оценки, равна нулю. Откуда художнику знать, сколько стоит его искусство?  Это работа эксперта-оценщика. Нехватка специалистов такого уровня у нас тормозит вхождение в арт-рынок.

Постоянно действующего аукционного дома нет, а какова реальная стоимость выставленного на торги произведения искусства, можно понять лишь на аукционном торге, где продавец и покупатель ориентируются на соотношение спроса и предложения. Это очень важно, так как именно аукционная купля-продажа предметов искусства является наиболее объективной. Продать можно все - вопрос в цене.

Мы оцениваем наше искусство по остаточному принципу, срабатывает оставшаяся с советских времен привычка продавать отечественное искусство премиум класса по цене самого нижнего порога дешевого искусства. Разве мир в таком случае оценит наше искусство хоть долларом выше? Что нам мешает, по примеру соседей-китайцев, покупать и продавать шедевры казахстанских художников по заоблачным ценам?


Читайте также:  Развитие творческих индустрий, как нового сектора экономики: миф или реальность Алматы?


Сегодня потолок цен даже на топовых казахстанских мастеров не превышает $10 тыс. По ценовой системе в мире - это сегмент недорогого искусства (до $50 тыс.), на который приходится около 80% всех транзакций на мировом аукционном рынке. Он рассчитан на средний класс покупателей. Между этим нижним ценовым диапазоном и премиальным сегментом (от миллиона долларов), простирается средний диапазон (до миллиона долларов).

Хотя в Казахстане среднего класса почти нет, богатый слой покупателей уже сформировался. Для них модель арт-рынка в Китае и Индии может служить вариантом диверсификации инвестиционного портфеля. 

Восточный тренд

Мир искусства следует за смещением сил с Запада на Восток. В поиске новых возможностей и форм развития он стремительно меняется. Спрос на предметы искусства растет во всем мире. С 2002 по 2006 год, доля арт-рынка стран, вне США и Европы, выросла с 3,8 до 7,7%. Резкий всплеск активности произошел на азиатских рынках искусства – в Китае и Индии.

Дэмиен Херст, "Колыбельная весна",

$19 млн

Самые значительные изменения в этот период произошли на художественном рынке Китая. Стремительный рост продаж, огромный художественный потенциал, быстрое формирование арт-рынка сделали Поднебесную одним из важнейших центров современного искусства. В 2006 году доля Китая от общемирового рынка составила 5% от объема в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж – 1,1 млрд.евро.  Оборот на рынке современного китайского искусства с 2003 по 2006 год вырос в 100 раз.  Наибольшие изменения произошли с 2005-2006 год, когда аукционные продажи по стоимости выросли на 983%, а по количеству лотов на 477%. Перелом 2006 года – результат резко возросшего спроса со стороны китайских и западных покупателей, которых интересуют совершенно все направления и ценовые категории. А ведь 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариат. В 2010 году рынок Китая обогнал по объемам открытых продаж США - лидера последних десятилетий, а по итогам 2011 года Китай окончательно вышел в лидеры, захватив, согласно отчету artprice.com, 40% рынка. На втором месте остались США с 25% мирового аукционного рынка (до кризиса на долю Штатов приходилось 46% мирового арт-рынка), а Великобритании осталось 20%.

По итогам года десять из пятнадцати самых дорогих художников мира – китайцы. В 2012 году самым востребованным стал художник Чжан Дацянь - совокупная сумма продаж его произведений составила $505 млн. Другой китайский мастер Ци Байши принес $445,1 млн, переместив лидера "по сборам" последних лет Пабло Пикассо на третье место. Произведения Пикассо в 2011 году были проданы на сумму $312 млн.

Поль Сезанн. Игроки в карты. $250 млн

То же сегодня происходит с другой, не менее бурно развивающейся страной – Индией. Если большое количество коллекционеров в Китае объясняется внутренней политикой государства, то спрос на индийское искусство извне культивировался аукционными домами Christie’s и Sothbie’s. Индийский арт-рынок начинался с развития экспорта. Международный арт-рынок в Индии отсчитывает свою историю с 2005 года. Тогда, чтобы расширить свою деятельность за счет развития индийского арт-рынка Christie’s и Sothbie’s начали вкладывать в индийское искусство деньги. Вначале покупатели были из разных стран мира, и задача осложнялась многочисленными юридическими препонами. Но даже на стадии формирования этот рынок показал небывалый рост арт-экспорта: с 2000-2006 год – на 186%, то есть с 2,6 млн. евро до 478 млн евро. Вслед за иностранцами, индийские покупатели также стали вкладывать в отечественное искусство. Сегодня ключевые продажи осуществляются благодаря покупательной способности индийских клиентов.  Их энтузиазм к собиранию искусства обеспечен развитием арт-рынка и экономическим ростом.

Западный тренд

Западному инвестору намного проще. За рубежом рынок инвестиций в искусство сформировался в середине 60-х годов прошлого века, благодаря таким инфраструктурным элементам, как экспертные институты, страховые, консалтинговые и аналитические компании, аукционные дома. В одном Лондоне аукционных домов около 40. Созданы специальные ценовые индикаторы. Под рукой у западного инвестора многочисленные индексы доходности искусства. Например, всемирно признанный нью-йоркский Мей-Мозес, миланский Габриус арт-индекс, лионский арт-прайс, британско-швейцарский Цюрих Арт энд Антикс индекс и другие.

Даже в годы стагнаций и рецессий цена на произведения искусства продолжает расти. Во время краха фондового рынка в октябре 1987 года, многие инвесторы выводили свои капиталы с фондового рынка и часть высвободившихся средств вкладывали в произведения искусства. С момента кризиса фондового рынка в 2000 году, рост цен на искусство опережает рост цен на финансовых рынках.  Разразившийся мировой финансовый кризис 2008 ненадолго отразился на рынке культурных ценностей. Начиная со второй половины 2008 года, произошло снижение оборотов рынка искусства, с января 2009 года деловая активность возобновилась. По ведущим сегментам аукционных торгов 75 % аукционных лотов продано выше верхних эстимейтов. Созданный агентством Skate’s индекс тысячи самых дорогих шедевров живописи, проданных на международных аукционах, показывает неуклонный рост их стоимости. Капитализация работ такого уровня не только не упала, а даже увеличилась на 12,6 %. В 2011 объем аукционного рынка составил $11,25 млрд и эксперты портала artprice.com заявили, что доходность рынка искусства составила 15%, то есть он оказался доходнее фондового, капитализация которого в том же году упала на 12,1%.


Читайте также: Неделя «русских торгов» принесла аукционным домам Лондона почти $50 млн


Слабо чувствителен арт-рынок и к политическим событиям. В период войн и других чрезвычайных ситуаций стоимость произведений искусства практически не изменялась. Авторитетный индекс Мея-Мозеса, составленный на основе исследований за 50 лет (с 1953 по 2003 г.), показал среднегодовую доходность инвестиций в произведения искусства на уровне 12,06% (Mei/Moses Fine Art Index - индекс арт-рынка, разработанный профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Джампином Меем). Для сравнения: американский фондовый индекс S&P500 за тот же период показал среднегодовую доходность на уровне 11,7 %.

Мей и Мозес сравнивали динамику цен на картины французского неоимпрессиониста Поля Сезанна с динамикой цен на немецкие акции и облигации, начиная с 1874 года.  В результате двух мировых войн владельцы акций и облигаций несли большие убытки или вовсе теряли весь свой капитал. В то же время цены на работы Сезанна росли в цене и в военные, и в кризисные времена. Есть и более свежие примеры. В сентябре 2008 года, в разгар мирового финансового кризиса, картины современного художника Дэмиана Херста были проданы на аукционе на общую сумму 200 миллионов долларов, что в два раза превысило максимальный эстимейт торгов, за что они получили название «аукциона века». Результаты аукционных продаж с 2003 по 1-вую половину 2008 года показывают, что цены на произведения художников из интернациональной когорты «первых имен» выросли более чем на 400 %.

 Итак, как показывает мировой опыт, ликвидность арт-рынка напрямую зависит от:

- развитости  инфраструктуры,

- доступности информации для заинтересованных лиц, и

- соответствия цены предложения цене спроса.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт                                              

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...

Установите приложение Бизнес FM

Бесплатно для iOS и Android