ПРЯМОЙ ЭФИР

Алмас Нургожаев: У нас нет понятия «современная национальная живопись»

Алмас Нургожаев популярен среди творческой молодёжи. Начинающие художники смотрят на молодого живописца с романтической наружностью снизу вверх. Он же, кажется, не замечает своего звёздного места на художественном небосклоне Казахстана, настойчиво, шаг за шагом овладевает ступенями мастерства. Не проще ли, как некоторые собратья по кисти, отказаться от многотрудных поисков новых идей и просто рисовать в угоду публике? Для Алмаса Нургожаева это даже не дилемма, свой выбор он уже сделал

Алмас Нургожаев

Алмас, что повлияло на ваш выбор стать художником?

В детстве я не стремился стать художником, это был выбор отца. В молодости он учился на художника, но жизнь его сложилась иначе. Старшая сестра и младший брат рисовали лучше меня, однако мечту отца осуществил я, самый послушный. Долго обижался на него за те преграды в обучении, которые в итоге выковали мой характер. Чего стоило мне, ленивому и неуверенному в себе, отточить рисунок, досконально изучить пластическую анатомию человека и многое другое! Сейчас, когда годы упорной учебы позади, я не жалуюсь и очень благодарен отцу.

Конечно, художникам в Казахстане нелегко, особенно молодым, неокрепшим. Старшее поколение ещё помнит госзаказы и денежные средства советских времён, и ждёт. А я привык, трудности мотивируют, творчество продолжается: мастерская есть, могу за себя постоять. Я молод, но не слаб, каждому произведению отдаюсь полностью, без остатка. В процессе работы искусство, как нечто объективно существующее, само ведёт. От многих художников не раз слышал: стоит наложить на чистый холст мазок и, подобно течению реки, прокладывающей свой путь, творчество диктует, что и как нужно рисовать. Меня радует, когда замысел не совпадает с результатом, часто представляю одно, но получается совсем другое.

А начинал я с того, что из-за «слабого» рисунка еле поступил в Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства, 2003-07. Зато те, у кого при поступлении были пятерки, быстро обнаружили неумение держать карандаш в руках (улыбается). После четырех лет колледжа, я пять лет учился в мастерской Жумакына Кайрамбаева в Жургеновской академии искусств, 2012-17. К нему все стремятся попасть, он великолепный педагог и хороший художник, умеет не то, чтобы учить, но воздействовать своей энергетикой. Никакой авторитарности, полная свобода и общение на равных дают ученикам пространство, в котором они хорошо развиваются.  Рядом с Кайрамбаевым студенты сами тянутся до уровня учителя, на его примере нарабатывают навыки и достигают мастерства. За тридцать лет он многих выучил, каждый выпуск знаменует групповая выставка. На нашей выставке выпускников «Издер» в 2019 году было шесть участников, следующая будет в 2023.

Алмас Нургожаев "Жоқтау" (2020 год)

 

Только ли яркий талант и трудолюбие являются залогом успеха художника?

Трудолюбие и талант - хорошие качества, они помогают добиться цели в жизни, но успех невозможен без любви. Меня, например, любовь к предкам сильно мотивирует. Быть достойным заветов нравственной чистоты Абая, наших батыров считаю главным в жизни. Хочу показать скрытый в казахском менталитете огромный исторический пласт. У казахов, как у лошадей, характер динамичный, норовистый, так и в движении моего мазка есть экспрессия, динамика. В моих жилах течет казахская кровь, и живопись получается национальной, современной.

Алмас Нургожаев "Диалог" (2019 год)

 

В чем отличие современной национальной живописи от исторической?

Когда речь идет о национальной живописи, нынешний зритель не видит разницы, все представляют себе скачущих коней, батырские игры, жайляу, юрты. У нас еще нет понятия «современная национальная живопись», мы только приближаемся к ней. В историко-национальном ключе работают сильные художники старшего поколения: Талгат Тлеужанов, Досбол Касымов, Уморбек Жубаниязов, Омиржан Нургожин и другие. Они профессионально владеют исторической национальной тематикой и творчески ее отражают. 

Я пробовал себя в историческом жанре, но мне лучше удается то, что происходит у нас здесь и сейчас. Во времена, когда скакали на лошадях и носили украшения, меня не было, потому в моих картинах нет национальных узоров, декоративности. Вместо современников, играющих в кокпар в национальной экипировке, хочу показать казахский дух не снаружи, а изнутри. Стараюсь глубже прочувствовать и понять сегодняшнюю действительность. Думаю, придет время, когда мои, без орнаментов и украшений, работы будут воспринимать как современную казахскую живопись. На сегодняшний день наиболее удачные в этом плане: «Красная книга», «Одинокий Абай», «Жоктау», «Диалог».

Вы коммерчески успешный художник, хорошо продаётесь?

Бывает иногда, работы у меня некоммерческие, немногие их понимают и покупают, да и стоят они недешево. На жизнь и творчество зарабатываю преподаванием в арт-колледже имени Тансыкбаева. Не скажу, что учить мне нравится, мотивирует приносить пользу молодому поколению, направляя детей в правильное русло. С бывшими студентами поддерживаю отношения, хорошо, когда ученики уважают.

Алмас Нургожаев "Жалғыз Абай" (2020 год)

 

Как по-вашему, коммерческое искусство – это плохо или хорошо?

Вообще, на коммерцию я не работаю, в моем понимании коммерческие работы - это то, что хочет клиент, а что художник хочет показать миру – творческие работы. Последние продаются редко, потому и некоммерческие. Когда мои работы будут хорошо продаваться, они перейдут в разряд коммерческих. В Алматы хорошо продаются городские пейзажи и национальная тематика. Эти два жанра можно отнести к коммерческим. Хорошие пейзажисты пишут для души: Алексей Уткин, Анара Абжанова, Максим Ведерников, Рашид Кулбатыров, Шатыр Батан. Так что, искусство, какое бы оно ни было, коммерческое или нет, это хорошо.

Вы один из ведущих художников молодого поколения, серебряный призер Кипрского международного симпозиума. Не слишком ли вы самокритичны?

Если буду считать себя великим художником, то остановлюсь. Чтобы достичь совершенства, лучше критически относиться к своим недостатки. На Кипре нас встретили очень хорошо, от атмосферы многое зависит. Там я старался не столько показать себя, сколько учиться, ориентируясь на зарубежных живописцев. С целью сломать свои стереотипы приглядывался к тому, что делают, в каком направлении работают художники Узбекистана, Киргизстана, Азербайджана, других стран.

Дело в том, что в колледже и академии образование было базовое, академическое. Заложенные в нас античные каноны заставляют работать лишь в одном направлении – классическая реалистическая живопись. Этот подход стараюсь менять, по сей день ломаю свои стереотипы. На Кипре отойти от реализма, писать в другом направлении не удалось. Сейчас частично сумел достичь этого в рисунке, получился близкий к абстракции полуреализм, который зрители вскоре оценят. Мне не важно, насколько работы удачные, главное - сломать шаблоны восприятия. Может, потом заброшу данное направление как один из экспериментов.

Алмас Нургожаев "Красная книга"

 

Ваше отношение к новейшему западному искусству? Хотели ли бы, чтобы вас рассматривали как художника контемпорари арта?

Направление контемпорари имеет право на существование, но я далёк от него, люблю Врубеля. И думаю продолжать делать то, что мне нравится. Если они считают себя художниками, смотрю на это положительно, почему нет? Их просто нужно воспринимать как одно из направлений. Интерес вызывает то, как они ставят и решают свои задачи, однако наши взгляды настолько различны, что нам друг друга не понять, мир мы видим совершенно по-разному. Вообще, я бы хотел много путешествовать, повидать мировые музеи, показать себя за рубежом.

Здесь я ограничен только казахстанским искусством. В поиске других направлений мечтаю вживую повидать искусство Европы, Америки, там развит арт-менеджмент, есть сильные и слабые художники. Вот бы наравне с ними участвовать в выставках, попрактиковаться, посмотреть, как работают зарубежные коллеги, дышать с ними на одной волне. Это совсем не то, что по Интернету!

Большое спасибо за интервью.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...