ПРЯМОЙ ЭФИР

Степан Пашко, QIWI Казахстан: Как lifestyle-банкинг поможет упростить повседневные задачи

Мы живем в эпоху диджитализации, поэтому финансовые организации вынуждены «идти в ногу со временем» и менять стандартную логику взаимодействия с клиентами. Коммерческий директор QIWI Казахстан Степан Пашко рассказал, какие тренды на отечественном рынке электронных платежей нас ждут в 2021 году

Степан Пашко. Фото: из личного архива

Битва «холодных продаж» за потребителя постепенно переросла в технологическое сражение приложений и сервисов. Даже небольшие финтех-компании составляют серьезную конкуренцию крупным банкам. Согласно данным международной консалтинговой компании Bain & Company, 54% клиентов доверяют по меньшей мере одной технологической компании больше, чем банкам в целом, а 29% потребителей доверяют им больше, чем собственному обслуживающему банку. На фоне таких показателей банки стали менять стандартную логику взаимодействия с клиентами и уже предлагают нефинансовые продукты в онлайн-режиме. Это и стало основой для создания концепции lifestyle-банкинга.

Рынок электронных платежей в Казахстане: что нас ждёт в 2021 году?

- Рынок электронных платежей в Казахстане сейчас выходит на всемирный этап развития. Это открывает большие перспективы для местного рынка банковских услуг. Происходит качественный рост таких продуктов, как платежные карты, электронные кошельки, онлайн-банкинг в банках, мобильная коммерция. Основываясь на данных прошлого года, под влиянием пандемии вектор платежного поведения сместился в сторону дистанционных, безналичных онлайн-платежей. Люди хотят совершать все платежи очень просто и удобно, находясь дома. На мой взгляд, эта тенденция в 2021 году продолжится и мы увидим в РК много новых, интересных платежных продуктов на основе базовых направлений.

Многие электронные сервисы стремятся создать вокруг потребителя экосистему, включающие финансовые услуги: платежи, переводы, получение кредита и прочее, а также нефинансовые сервисы, такие как - покупка билетов, товаров, заказ еды, вызов такси и т.д., пользуясь которыми клиент может получить дополнительные преимущества, в виде специальных условий, скидок и бонусов.

Я считаю, что построение экосистемы финансовых и нефинансовых сервисов - это большой шаг навстречу создания lifestyle-банкинга, который становится частью вашей жизни и органично выполняет роль удобного помощника в ежедневных делах.

Что именно подразумевает концепция lifestyle-банкинга?  Могут ли крупные системы претендовать на эту роль или такие отношения с потребителем навсегда останутся территорией финтех-стартапов?

- Lifestyle-банкинг уже достаточно давно распространен в странах Европы и Азии. Если говорить простым языком, то lifestyle-банкинг – это когда ты, проснувшись утром, можешь в одном приложении выгодно воспользоваться широким спектром финансовых и нефинансовых сервисов. Например, заказать товары, оформить путешествие и сделать все необходимые платежи.

Что касается крупных банковских систем и финтех-компаний, то между ними каждый день происходит борьба за клиента. Главная цель банков – это приспособиться под клиента, стать понятнее и проще, предложить необходимые потребителю решения. У финтех-компаний немного другая стратегия, так как они изначально сами по себе очень быстрые, инновационные – для них важен рост клиентской базы и правильная финансовая модель, которая напрямую управляет доходностью.

Расскажите о различных подходах к реализации lifestyle-банкинга. Что показывает мировой опыт? Какой из них ближе к менталитету отечественного потребителя?

- Мировой опыт важен для анализа. Однако, в Казахстане, как показывает практика, обычно складывается своя, особенная конфигурация той или иной модели. Раньше финансовые приложения выполняли одну определенную функцию: например, P2P-переводы, оплата услуг и кредитов, и т. д. В настоящее время грань однотипности приложения стирается. Экосистему как правило формирует основной продукт, который может быть как финансовым, так и нефинансовым. Важным условием создания сервиса для ежедневного пользования является не просто наличие экосистемы, но и ее «бесшовность» для клиента по принципу «одного окна», т.е. приложения или сервиса, где интуитивно можно найти решение для любого повседневного запроса – будь то оплата услуг, перевод, заказ еды, покупка билета, заказ такси/оплата парковки и все это дополняется приятными бонусами в виде cashback.

Универсальные банки VS lifestyle-банкинг: каковы приоритеты современного клиента? Преимущественнее создание специфичных продуктов или адаптация классических продуктов?

- Универсальный, классический банк – это уже понятная система для каждого клиента. Сейчас активно развивается тренд на создание экосистем – банки создают travel-порталы для продажи авиа/жд билетов, появляются виртуальные мобильные операторы с «нэймингом» банка. Однако, у клиента есть некое восприятие, что надежнее пользоваться сотовой связью или покупать билеты у компании, которая сфокусирована на этом продукте. На мой взгляд, этот менталитет будет меняться, когда клиент попробует эти услуги и увидит в них дополнительные преимущества в виде cashback, бонусов и других привилегий. Сначала, конечно, будет адаптация классических продуктов, которая постепенно перерастет уже в специфичные продукты.

Каковы на Ваш взгляд возможности финтех-компаний во внедрении lifestyle-банкинга в сотрудничестве с кредитными организациями в Казахстане? Какие модели партнерства между ними видятся наиболее перспективными?

- Как я уже говорил, финтех-компании хороши в своей быстроте и технологичности. Перед большими банками сейчас стоит выбор: стать быстрыми и гибкими или развивать партнерство с финтех-компаниями, чтобы успевать за рынком. Наиболее перспективно, на мой взгляд, использовать лучшие практики с обеих сторон, создавая новый продукт, который был бы невозможен без такого сотрудничества. Финтех-компании могут предоставить финансовые услуги клиентам в более удобном формате и дополнить нефинансовыми сервисами.

В настоящее время, мы в QIWI Kazakhstan, совместно с банками разрабатываем ряд интересных решений для клиентов, которые совсем скоро представим. Мы движемся в сторону сегментации – специальных предложений и даже отдельных продуктов для людей с определенными интересами.

Платежный бизнес и диджитализация: каковы перспективы интеграции с маркетплейсами, использованием BigData, внедрением искусственного интеллекта?

- Во время пандемии количество онлайн-платежей увеличилось в несколько сотен раз. Мы видим острую необходимость интеграции финансовых сервисов с e-commerce площадками, как в В2В, так и в В2С сегментах. В Казахстане есть несколько банков, которые очень хорошо развивают эту сферу. Однако, в этом направлении есть безграничный потенциал развития, поэтому банкам и финтех-компаниям необходимо сотрудничать с партнерами из сферы электронной коммерции и предоставить клиенту лучший опыт взаимодействия по принципу «одного окна».

BigData и искусственный интеллект позволяют персонализировать предложения для клиентов, что значительно облегчает жизнь как продавцу, так и покупателю. На основе истории покупок, поисковых запросов формируется портрет клиента и подбирается интересующий товар. Согласно исследованиям, 35% продаж на Amazon, крупнейшем маркетплэйсе, базируются на основе персонально отобранных товаров для клиентов.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...