ПРЯМОЙ ЭФИР

Сакен Карин: В Налоговом кодексе нужны изменения

В эфире программа «Экспертное мнение». Екатерина Ким, консультант по налогам, основатель профессиональной группы «Налоговый эксперт», и Сакен Карин, эксперт по налогам, директор консалтинговой компании Finex-Audit, Председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов, обсудили меры налогового администрирования

Вы можете прослушать подкаст программы  «Бизнес»:

Сакен Карин

Добрый день, дорогие радиослушатели! На волне Business FM «Экспертное мнение» с Екатериной Ким. Вещание ведем с города Нур-Султан. Очередным гостем программы стал Сакен Карин, эксперт по налогам, руководитель компании Finex-Audit. Здравствуйте, Сакен! Сегодня поговорим подробнее о налогах, тем более Вы недавно прилетели с Украины, надеюсь, поделитесь с нами новыми знаниями…

- Действительно, сейчас время новых тенденций в сфере налоговых отношений. Президент РК в недавнем выступлении отметил, что нужно упростить систему налогообязательства. Мы надеемся, что будут какие-то изменения в налоговом законодательстве. Большинство налогоплательщиков годами копили проблемы, которые обязательно следует учесть в налоговом кодексе. Конечно, мы хотели бы поучаствовать в его разработке.

Наверное, многие эксперты ждут этого и, конечно, готовы поделиться рекомендациями с учетом интересов бизнеса…

- Ради справедливости все-таки нужно сказать, что есть какое-то движение. В этом году я возглавил совет по налоговой методологии в Национальной палате предпринимателей. Было проведено 2 заседания. В состав совета вошли 13 экспертов и 3 представителя госорганов: Минфин, Мингосдоходов и Миннацэкономики. Это говорит о том, что госорганы хотят идти с нами на диалог. Конечно, какие предложения попадут в Налоговый кодекс, мы точно не знаем. Время покажет.

Сакен, что Вы скажете о действующем налоговом администрировании?

- Это очень актуальный вопрос в связи с текущей ситуацией - пандемией коронавируса. Когда ввели режим ЧП, все выездные проверки были остановлены. При этом государство должно как-то это контролировать, и сейчас оно делает акцент на камеральный онлайн-контроль. У налоговиков уменьшается доступ к информации, поступающей от налогоплательщиков, так как есть закон, защищающий коммерческую тайну, банковскую тайну и т.д. Я думаю, что будут какие-то изменения, но пока есть некоторые недочеты в этой системе правоотношений. В Налоговом кодексе есть презумпция добросовестности налогоплательщика, аналогичное правило есть в Предпринимательском кодексе. Но на наш взгляд, он местами «попирается»: основной принцип гласит – налогоплательщик не должен доказывать, что у него все правильно. Это налоговый орган должен указать на нарушения и точно обосновать их. На данный момент, мы лишь получаем уведомление от камерального контроля, в котором написано, что у вас есть нарушение и мы просим его устранить. Налогоплательщик идет с большой папкой документов в налоговую и доказывает свою правоту. На мой взгляд, такие моменты из кодекса должны убираться и такую практику нужно исключать.

Хотела бы добавить, что порой очень трудно доказать правоту, так как нет точной структуры тех документов, которые налогоплательщик должен предоставить. Из-за этого страдает бизнес. Тут же возможно возникновение коррупционного факта…

- Абсолютно с Вами согласен. Приведу пример, если взять Приказ 1074 по электронным счетам-фактурам там есть требование, согласно которому нужно предоставить копии документов, подтверждающих сделку. Я задавал вопрос Комитету госдоходов: как копии документов могут подтверждать сделку? Ведь можно снять копии поддельных документов. Второй интересный момент: в Приказе не указано, кто блокирует ЭСФ. Получается, что налогоплательщик даже не знает, чьи действия он может обжаловать. Эти моменты со стороны налоговых органов считаются незначительными, но для налогоплательщиков они существенны. Я считаю, что таких вещей было бы меньше, если бы их не было в таких подзаконных актах, как Приказах, а были бы в самом налоговом кодексе. Все знают, что законы тяжело изменить, а вот Приказы можно менять, дополнять и зачастую корректировки работают не в пользу бизнеса.

Согласно Приказу 1084, Правительство госдоходов считает, что облегчает жизнь бизнеса, так как исключает начисление пени, потому что проверка происходит «в данную секунду». Как Вы думаете?

- Хотел бы вернуться к принципу добросовестности: если выявили нарушение, то налогоплательщик должен его устранить. Что происходит? У налоговиков имеются лишь «подозрения» на нарушения: у вас завышен зачет по НДС, например. Если бы присылали заранее уведомления с точным указанием нарушения, то налогоплательщику было бы проще. По статистике, сейчас очень много пояснений на уведомления, на мой взгляд, лучше бы налоговики «били точечно», пусть уведомления при этом сократятся в разы, но налогоплательщики исправляли эти нарушения или обжаловали.

Расскажите подробнее о вашей поездке в Украину…

- Мне представилась возможность отправиться в рабочую поездку совместно с Союзом «Ел тiрегi». Основной целью была встреча с Ассоциацией налоговых консультантов Украины. Это был полезный опыт: я рассказал о действующем законодательстве нашей страны, какие есть сложности. Что примечательно – в Украине практически ситуация та же самая. Конечно, они ближе к Европе и какие-то процессы идут с опережением, например, ЭСФ у них ввели чуть раньше. При этом проблемы с признанием сделки такие же у них. Я вижу, что коллеги борются с проблемами, которые присутствуют у нас. Но стоит обратить внимание на их систему правозащиты – она больше ориентирована на защиту прав налогоплательщиков. По статистике за 2018 год, лишь 35% налогоплательщиков выигрывали суд в нашей стране, в Украине – около 70%. На мой взгляд, нам нужно изменить судебную систему, чтобы налоговые споры рассматривались в специализированном суде. Здесь я хочу плавно перейти к вопросу обучения, об этом я постоянно говорю представителям госдоходов. Если бы бухгалтеры и налоговые эксперты учились в одном месте, рассматривая совместно методологические кейсы, то судебных споров было бы значительно меньше.

Что касается поддержки бизнеса в период пандемии в части налогов, действительно ли это было ощутимой поддержкой?

- Были неточные формулировки выявления пострадавших отраслей, мы не понимали, по каким критериям оценивали, насколько пострадала та или иная сфера. Конечно, решения принимались быстро, так как ситуация была критичной, но из этого мы должны вынести урок, что к таким вещам нужно подходить более тщательно. Отмечу, что экспертное общество открыто, мы готовы к взаимодействию.

Расскажите более подробно об Ассоциации налоговых консультантов…

- На Западе налоговый консультант считается одной из престижных профессий. Ввиду сложной законодательной системы, нужен такой специалист, который будет давать рекомендации и брать на себя ответственность. Налогоплательщик зачастую «открыт» и он не знает, что можно ожидать, в таком случае ему бы помогал налоговый консультант, которого контролировал бы госорган. Таким образом, была бы ответственность. Мы движемся в сторону всеобщего декларирования. Нагрузка на налоговый орган будет большая. Например, в Австралии 15 тысяч сотрудников госдоходов и 15 тысяч налоговых консультантов. В нашей стране лишь не более 400 компаний, занимающихся налоговым консультированием. Мы хотим, чтобы их число увеличилось, и добиться высокого качества: мы сами обучаем налогового консультанта, на экзамен готовы пригласить представителя Комитета госдоходов, представителя Национальной палаты предпринимателей. Мы хотим сформировать пул экспертов, которые даже если сделают что-то не так, то можно на него пожаловаться и его исключат из профессии. С таким замыслом мы создали Ассоциацию, конечно, она пока небольшая – 15 компаний, функционирует уже около года. Мы надеемся, что в будущем будет принят закон о налоговом консультировании, как это было сделано во всех разных развитых странах: из добровольного саморегулирования мы перейдем в обязательное саморегулирование.

К сожалению, у государства мнение о консультантах не очень хорошее, они думают, что консультанты – это оптимизаторы. Видела Ваш опрос, многие даже не знают, кто такие налоговые консультанты…

- Более того, налоговики сами не знают, что такое налоговая оптимизация. На сегодняшний день нет границ, что является законной оптимизацией, а что нет: мы балансируем, но зачастую баланс смещается в пользу госорганов, это мы видим в суде. С развитием гражданско-правовых отношений многие процессы усложняются. Бизнес ищет пути оптимизации, чтобы при наименьшем количестве сотрудников получить больший доход. Комитет госдоходов это не устраивает, вызывает у них подозрения, и как следствие, комитет говорит нам, как вести бизнес. Думаю, нужно уже признать, что уровень консультантов растет, мы постоянно совершенствуемся. Следует с госорганами налоговым консультантам обсудить нормы, чтобы это было освещено в СМИ. Если какие-то недоработки с нашей стороны, то нужно говорить об этом, также как и об упущениях, которые присутствуют в Комитете госдоходов. Все должно быть честно.

Многие думают, что бухгалтер, аудитор и налоговый консультант – это одно и тоже. Бизнесмены хотят сэкономить, использую какие-то нелегальные схемы из 90-х годов, при этом они не знают, что есть законные способы…

- Оптимизация в бизнесе – это прежде всего налогопланирование. Опять возвращаюсь к вопросу о сотрудничестве с Комитетом госдоходов, мы по сути их агенты. Мы должны помогать друг другу. В нас не нужно видеть конкурентов. Наоборот, мы помогаем как госорганам, так и бизнесу, ведь очень много способов, чтобы работать легально и получать высокий доход.

Обучение в Вашей Ассоциации уже имеется?

- Мы готовим необходимые документы, думаю, что до конца года мы запустим обучение налоговых консультантов. Дальше мы их будем принимать у себя, как ассоциированных членов и поможем им с дальнейшим трудоустройством.

Сколько будет длиться обучение?

- Два года назад, когда мы запускали подобный курс, срок обучения составлял 5 недель. Сейчас все будет зависеть от той программы, которую сделают наши эксперты. Думаю, что срок обучения будет не больше месяца.

Вы думаете, что за месяц можно стать налоговым консультантом?

- Мы говорим о нескольких градациях. Первая - чтобы сдавать отчетность, если есть образование бухгалтера, то можно дополнительно обучиться, изучить законодательные нормы, те же нормы по упрощенке – это будет несложно. Если вы хотите перейти на следующий уровень, то нужно будет пройти дополнительное обучение. Конечно, еще нужно постоянно самосовершенствоваться.

Какое отношение у судов к налоговым экспертам?

- У нас пока нет статуса «налоговый инспектор». В суд мы идем как юридические консультанты, потому что нужно, чтобы ты был либо юридическим консультантом, либо адвокатом. Иногда привлекают как специалиста, в моей практике такое было, то есть ты даешь какие-то рекомендации и пояснения. Опять же, я считаю, что нужно принять закон, чтобы повысить наш статус и доверия к нам будет больше тогда.

Есть ли статистика, насколько в денежном эквиваленте вам удалось снизить налоговое бремя налогоплательщика?

- Если говорить о нашей компании, то порядка 3 млрд тенге в ходе налоговых обзоров, не считаю судебных споров.

А Вы сами сотрудничаете с Комитетом госдоходов?

- Мы пишем обращения, встречаемся на советах, в основном мы, конечно, действуем через Национальную палату предпринимателей.

Сейчас остро стоит вопрос об актах обследования. Как Вы думаете, реальна ли эта мера налогового администрирования или она устарела?

- Были случае, когда в период пандемии не находили на зарегистрированном месте налогоплательщиков. Я, как эксперт, люблю всегда смотреть глубже. Есть такое понятие: нахождение индивидуального предпринимателя: физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по месту преимущественно осуществления деятельности. Представим, что человек занимается частным извозом – он дальнобойщик. Место осуществления его деятельности – это будка его автомобиля, из 365 дней – 300 дней он находится в дороге. Когда придут к нему сотрудники налоговой службы, найдут ли они его по местожительству? Конечно, нет. Сейчас я говорю преимущественно о малом бизнесе, потому что крупные компании зачастую пребывают по месту регистрации. Я думаю, что проводить акты обследования и потом снимать с учета НДС – это неправильно. Конечно, если есть другие предпосылки, что предприниматель скрывает что-то, то этим должен заниматься департамент экономических расследований. «Повально» проводить акты обследования думаю не имеет смысла. Иногда, предприниматель просто не успевает сообщить, что сменил место регистрации, такое бывает – это человеческий фактор. Можно его оштрафовать на небольшую сумму, но в целом у нас любые мелкие нарушения необоснованно строго наказываются. Конечно, это все нужно отобразить в новом Налоговом кодексе. Мы тоже свои предложения подготовим и подадим.

То есть Вы уже готовите какое-то предложение касательно актов обследования в том числе?

- Пока нет, но мы уже готовим касательно распоряжения. Думаю, что с Вашей подачей, этот вопрос тоже поднимем. Если у Вас есть готовые предложения, то наш пул экспертов готов рассмотреть их и направить в соответствующие органы. Отмечу, что моя команда готова браться только за те дела, в которых мы уверены, что налогоплательщик прав на 100%.

Налоговые органы часто применяют статью о налоговых вычетах: вычету не подлежат расходы, не направленные на получение дохода. Формулировка вроде бы простая, но трактовка вызывает противоречия: вот эти расходы оправданные, а вот от этих вы бы могли отказаться. Ну, это же бизнес! Вот здесь нужно подвести четкие грани. За рубежом, например, есть каталог маркетинговых услуг, если цена завышена, то можете ожидать претензии со стороны госдоходов. Это справедливо. Эти и многие другие моменты следует отобразить в новом Налоговом кодексе.

А что Вы думаете об изменении в законодательстве касательно вычетов, что только при наличии ЭСФ возможно отнести на вычеты, которое вводится с 1 апреля…

- Я был привлечен в качестве эксперта в рабочей группе Мажилиса и говорил: зачем вам это надо? Потому что, когда хотят что-то поменять, должны показывать, что до этого было не так. Комитет госдоходов обосновал тем, что количество серых операций проходит в той зоне, где налогоплательщики не состоят на учете НДС. Может быть…Но в КПН есть расшифровка: вы видите все затраты, которые туда входят. Комитет госдоходов хочет выявить узкий круг бизнесменов, которые проводят серые операции, контролируя всех, возлагая обязательства на весь казахстанский бизнес. Так делать нельзя. Нужно выявить другой способ, ЭСФ – это вообще для НДС. КПН к электронной счет-фактуре не привязан. Да, есть оговорки по дате, чтобы на стыке периодов. Тем не менее, у нас есть особенности учета финаренды, там тоже разные большие периоды и сложно держать ЭСФ, чтобы вычеты подтвердить. Если вы купили к примеру оборудование, вычет основных средств на НДС поставили, вам выписали счет-фактуру и в будущем через амортизацию вы эти вычеты будете брать, а где здесь тогда ЭСФ? Срок исковой давности уйдет вместе с электронной счет-фактурой и налогоплательщик не сможет подтвердить. Конечно, здесь можно сделать исключение, но боюсь, что получится слишком много исключений. Самый главный аргумент, у нас все боятся НДС, нужно брать хорошего специалиста, который обозначит все нюансы в порядке начисления НДС, но это опять деньги и дополнительная нагрузка на бизнес. Также будет постоянное взаимодействие с Комитетом госдоходов, нужно отвечать на их постоянные уведомления, и если вы не ответите в течение 5 дней, то вас заблокируют. Мы возвращаемся к тому, с чего начали.

По сути ИП будут под камеральным контролем…

- Я бы не переживал, если бы этот контроль был качественным. Мы против некачественного контроля, налагающего на бизнес дополнительные обязательства. Господа налоговики, раз вы сами выставляете такие требования, то проверяйте также сами. Только после того, как вы установите, что у предпринимателя что-то не так, то выставляйте уведомление, которое он должен устранить.

Сакен, благодарю Вас за полезную беседу! Думаю, что многим будет полезен сегодняшний эфир.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...