ПРЯМОЙ ЭФИР

Почему ваша компания работает в минус

Узнав, что компания работает в минус, предприниматели либо жутко пугаются, либо борются до последней капли крови несмотря ни на что. Во втором случае они могут бездумно тратить деньги на бизнес, который никогда не взлетит

Фото: pixabay.com


В этой статье консультант по управлению бизнесом Александр Высоцкий разбирает, нормально ли то, что компания в минусе, или это показатель того, что нужно её закрывать, пишет Forbes.kz

Причина № 1

Компания только стартовала

Нормально, что новый бизнес требует инвестиций. Доходы растут постепенно, а не взлетают до небес в момент. Даже в кофешоп вам нужно вложить пару десятков тысяч долларов: купить оборудование и вложиться в ремонт, нанять персонал и платить зарплату. При этом поначалу выручка будет небольшой из-за маленького количества посетителей.

У меня была такая ситуация, когда я открывал филиал в Нью-Йорке. На протяжении двух лет я только инвестировал деньги в эту компанию. Вложил около 250 тысяч долларов. Нужно было переводить материалы, проводить эксперименты по предоставлению, адаптироваться под американскую действительность. И только через пару лет бизнес начал зарабатывать, вышел в прибыль.

Составьте план

Важный момент. На старте, составляя бизнес-план, вы должны указать чёткие сроки — когда этот бизнес будет приносить доход. А затем в процессе инвестирования отслеживаете, насколько точно реализуется план. Если держите это под контролём, то без проблем пройдёте эту фазу, и бизнес будет приносить деньги.

Причина № 2

Резкие перемены

Компания нормально работает, как вдруг что-то случается: карантин, закрытие, падение рынка, действия государства. Бизнес приостанавливается, а расходы никуда не исчезают. В таких ситуациях предприниматели стараются сокращать персонал, теряя при этом колоссальные деньги.

Почему не стоит увольнять сотрудников

Увольняя специалиста, который уже адаптировался к компании, руководство идёт на риск. Сложно найти замену в короткие сроки, да и не факт, что новичок будет делать работу с таким же уровнем качества. По оценкам западных специалистов, стоимость замены сотрудника эквивалентна заработной плате. Поэтому, если простой длится 1-2 месяца, рубить расходы таким способом нет никакого смысла. В дальнейшем вы потратите больше времени и ресурсов на наём и адаптацию нового персонала.
Период спада и остановки бизнеса создаёт отложенный спрос. Когда ситуация исчезает, спрос выстрелит — и плохо, если не будет персонала, который сможет его удовлетворить. В этом случае клиентов заберут более успешные конкуренты.
Хорошая стратегия — иметь резервы или даже занять деньги, чтобы дофинансировать бизнес. Когда ситуация восстановится, это поможет получить больше клиентов. Но обязательно посчитайте, окупятся ли дополнительные средства на поддержку компании в кризис. Если бизнес теряет деньги, это не означает, что нужно закрываться. Главное — всё тщательно взвесить.

Причина № 3

Ошибки в учёте расходов

Часто компании подсчитывают прибыль некорректно. Мы купили товар за миллион, продали за миллион двести — значит, заработали двести тысяч. Но это так не работает: активы изнашиваются. Ремонт за пару десятков тысяч долларов через год будет стоить лишь небольшую часть этой стоимости. Новенькое и блестящее оборудование через два-три года подешевеет на треть. Я уже не говорю о типографиях, где оборудование стоит миллионы долларов и изнашивается за пять-семь лет.

Поэтому при подсчёте окупаемости бизнеса учитывайте все расходы — в том числе амортизацию оборудования.

Причина № 4

Неправильная бизнес-модель

Это характерно практически для всех стартаперов. Одна из распространённых ошибок в бизнес-планах: предприниматель собирается платить сотрудникам одну и ту же зарплату в течение нескольких лет. А ещё платить одни и те же деньги за аренду и маркетинг. Но это утопия — существует инфляция, рост заработных плат, цен.

Планируйте реалистично

Зарплаты, которые не растут, — это бочка с динамитом и она обязательно рванёт. Сотрудники, проработав год, будут увольняться, если их зарплата не будет расти. И не важно, что они выполняют ту же работу — это объективный процесс. Вы должны закладывать это в бизнес-план так же, как расходы на аренду и маркетинг.

Ключевое правило: расходы всегда растут. Закладывайте это в модель, чтобы не витать в облаках, а получать реальные цифры.

Причина № 5

Неправильный подсчёт прибыли

Это самая распространённая ошибка. На счёт поступило миллион, потратили восемьсот, значит прибыль — двести. Но это неправильно: даже если правильно учли все расходы, амортизацию и рост зарплат.

Прибыль не равна количеству предоплат. Она равна ценности фактически предоставленных товаров или услуг клиентам. И расходы нужно считать исходя из предоставления этого объёма продукта. Только исходя из этих двух цифр мы увидим настоящую прибыль. В ином случае образуется дыра: если клиент попросит вернуть деньги с предоплаты, полностью вернёт товар или решит забрать его через полгода.

«Велосипедный бизнес»

Но компаниям на растущих рынках тяжело увидеть реальную картину. Растущий рынок позволяет получать от месяца к месяцу больше предоплат, погашая обязательства предыдущих периодов. И это создаёт иллюзию роста прибыли. Чем быстрее и динамичнее развивается рынок, тем больше иллюзия.

Я называю это «велосипедным бизнесом»: когда крутишь педали — он вертикален, останавливаешься — падает на бок. Если поток предоплат даже ненадолго прекращается, хвост обязательств убивает компанию. Она становится банкротом, и за ней гоняются кредиторы, получая активы за бесценок.

Вывод

Почему компания работает в минус:

1. Компания на старте и ещё не зарабатывает;

2. Внезапные перемены;

3. Неправильный подсчёт расходов;

4. Ошибки в бизнес-модели;

5. Ошибки в расчёте прибыли.

Нужно реалистично считать прибыль, исходя из предоставленного объёма товаров и услуг. И поймите: мы живём в мире, где непредсказуемые ситуации возникают регулярно. Поэтому желательно иметь денежную подушку, которая сможет спасти вашу компанию.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...