«Нормальная среда с Даной Орманбаевой»: о критике
На волнах Business FM очередной выпуск подкаст-рубрики Даны Орманбаевой - журналиста, публициста, общественного деятеля. «Нормальная среда» - подкаст о нас с вами: обо всем, что может влиять на наши мысли, выводы, суждения и формировать наше мышление. Данная рубрика нацелена на развитие у людей навыка принимать собственные решения и жить своим умом. По словам автора, для нее нет запретных тем и черных списков. При этом «продавать мнение» Дана Орманбаева не намерена ни за какие гонорары. Автор уверяет, что «Нормальная среда» ее личная позиция и никак иначе
Вы можете прослушать подкаст программы «Бизнес»:
Здравствуйте, это «Нормальная среда».
Что помогает нормальному обществу планомерно развиваться по всем направлениям?
Как мы знаем со школьной программы – это конкурентная среда и один из ее главных инструментов - критика.
Полезное действие критики – помогать людям улучшать то, за что они отвечают.
К примеру, указав автору текста на грамматическую ошибку, мы с вами делаем полезное действие, потому что не проходим мимо, и текст от такого вмешательства только улучшится.
Однако, за многие годы переустройства государства из союзной республики в самостоятельную, в нашей стране выросло не одно поколение, которое не знает лексическое значение многих понятий, в частности, путает критику с осуждением.
Такие люди считают возможным нападать едкими вбросами, неуместными замечаниями, прикрытым хамством, чаще всего не зная ничего о материале, лишь руководствуясь личным ощущением и первым впечатлением.
Да, существует и понятие «зрителя не обманешь». К примеру, когда новая песня мгновенно залетает в сердца в день премьеры и вызывает безусловную овацию, это говорит лишь об одном – авторы создали хит.
Хитами могут быть и статьи, и посты, и интервью в youtube, но что-то не припомню, чтобы всё перечисленное напоминало бы ту самую безусловную овацию на песню в день премьеры. Объяснить сей факт можно лишь тем, что в зрительном зале нет возможности встать и выкрикнуть: эй, артист, песня твоя так себе…
А вот в современном медиа-пространстве места для надменных и бесполезных замечаний – хоть отбавляй. Можно смело сказать, что социальная сеть просто инкубатор таких квази-критиков.
Критика, основанная на главных ее законах тем и ценна, что, повторю, является драйвером роста. Законы эти – немолчание, обоснование и конструктив.
То есть, не нравится – критикуй.
Не нападай, а обоснуй.
Не просто критикуй, но и предложи улучшения.
С помощью такой критики разработчики, к примеру, улучшают качество нового продукта, продюсер находит более интересный сюжет для нового фильма, а чиновник учится общаться с народом, и так далее.
Главный принцип критики - критикуй продукт, а не человека.
В нашем же пока еще незрелом обществе пули летят именно в человека: за его внешний вид, дикцию, мимику.
Ну конечно, такая критики никогда не будет полезной, и никогда ни к чему не приведет, потому как со стороны выглядит оцениванием личных данных или качеств и уж слишком высокомерна. Нормальный человек никогда не захочет отвечать на такую критику, и будет абсолютно прав.
Приведу буквально один пример, как выглядят критика и квази-критика (осуждение).
«Ну и входная группа у нового ТРЦ! Полный трэш! И какой идиот это придумал?»
Это - хамство и бессмысленное высказывание, критикой такое называть нельзя. Опираться на подобное никто не станет.
А вот если оставить комментарий следующего содержания: «Входная группа в новом ТРЦ не удобна, слишком узкий портал, из-за него создается затрудненный трафик людей».
Так выглядит критика, за которую менеджмент ТРЦ обязательно будет благодарен и быстро устранит ошибку.
С такой критикой любая организация становится лучше, растет.
Нормальные люди, умеющие критиковать, всегда помнят, что за каждым продуктом, сервисом или креативом стоит человек и он имеет право ошибиться или допустить неточность и он также имеет полное право на уважительное к себе отношение.
Любые замечания, звучащие высокомерно и слишком лично, высказанные под видом критики, не принесут никакой пользы, но вызовут негативную и неконструктивную эмоцию. Так и живем, стукаясь друг о друга. А ведь достаточно лишь знать о главных законах критики и грамотно применять их на благо общества.
В нормальной среде критика – нормальный и действенный инструмент, и он не имеет ничего общего с тем бардаком, который мы, к сожалению, наблюдаем многие годы в нашей стране.
Инструмент под названием «критика» непременно может быть только остро наточенным изящным скальпелем, но никак не разрушающей тупой кувалдой.
С вами была «Нормальная среда», до встречи через неделю.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram