ПРЯМОЙ ЭФИР

МСБ в Казахстане переосмысливает бизнес

Очередное продление карантинных мер в стране многие предприниматели встретили довольно спокойно, уже успев за последние полгода привыкнуть к новому формату работы. Более того, начали адаптировать свой бизнес в поисках путей повышения его рентабельности

Фото: Pixabay

Еще до начала пандемии в Казахстане насчитывалось свыше 1,3 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Наибольшая концентрация ИП наблюдается в крупнейших городах страны – Алматы (191 тыс.), Нур-Султане (134 тыс.), а также в Алматинской и Туркестанской областях. Однако после введения карантина свыше 300 тыс. предпринимателей были вынуждены приостановить свою деятельность, другие попытались адаптироваться. Так или иначе, сбои в сегменте МСБ затронули почти 3,5 млн человек, или 40% экономически активного населения республики.

С целью оценить влияние карантина на бизнес-модель казахстанского малого бизнеса, компания ID Eurasia в Казахстане провела опрос среди более 5000 предпринимателей на тему «Карантин, как новая возможность для развития бизнеса». Ответы предпринимателей, принявших участие в исследовании, показали, что МСБ в Казахстане – это довольно пластичный сегмент, готовый адаптироваться к меняющимся условиям.

Так, 65% респондентов опроса сообщили, что начали менять расширять сферу своей деятельности, в частности усиливать логистический компонент бизнеса – работать на вынос и по доставке, нанимая курьеров. 15% МСБ сами стали оказывать подобные услуги, выступая в роли курьеров уже для более крупных компаний. Другие 10% предпринимателей,  несмотря на карантин, начали обслуживать клиентов на дому либо работать по вызову, в частности, это стало популярным среди парикмахеров, специалистов по маникюру и другим косметологическим процедурам.

Впрочем, значительная часть ИП (15%) затруднилась ответить на вопрос о будущем своего бизнеса, поскольку пока еще не решила, как будет его перестраивать. В эту категорию вошли те, кто до карантина, к примеру, занимался организацией детских праздников, выездных развлекательных мероприятий, а также работал в парках и других местах массового отдыха, зарабатывая на прокате самокатов, детских машинок и аттракционах.

«Каждый летний сезон мы с мужем работали в парке, у нас был прокат детских машинок, тир, мы продавали мороженное и поп-корн, но в этом году ничего этого нет. Я, может быть, и рада была бы просто посидеть дома, но надо на что-то жить, платить за жилье, вот и приходится проявлять изобретательность», - рассказывает Айнур Ж. из Алматы, которая в карантин активно занялась поставками сначала медицинских масок (когда наблюдался их дефицит), а затем и медпрепаратов. «Этот бизнес для меня новый, но интересный, тут главное – это найти нужные контакты», - отмечает она.

Другой предприниматель – Михаил Д. из Нур-Султана рассказывает, что после закрытия ТРЦ, его небольшой обувной бизнес начал испытываться проблемы, но выход нашелся. «За время карантина я успел поработать таксистом и курьером в Glovo, это помогло мне в трудную минуту, но понял, что это не мое, поэтому решил снова заняться обувью. Даже в карантин людям нужны хорошие туфли. Только если раньше обувь сама себя продавала с витрины, теперь я научился делать хорошие фотографии, обрабатывать их. Привлек фотомоделей из числа родственников и знакомых, веду страничку в Instagram, и продажи потихоньку идут», - говорит он.

Примечательно, что многие респонденты из числа ИП либо не знают о программах господдержки, либо предпочитают обходиться собственными силами. Несмотря на то, что не все ИП сумели пережить текущий кризис, те, кому это удалось, вероятно, выйдут из него более опытными и решительными предпринимателями.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...