Малый бизнес подключается к социальным сетям
В условиях, когда после тотального карантина в Казахстане продолжают действовать карантинные меры, популярность онлайн каналов для продвижения бизнеса возросла многократно. Особенно востребованы у предпринимателей социальные сети, доступ к которым открыт для всех, а для их продвижения специальных навыков не требуется
Постоянно контактируя с представителями малого бизнеса МФО Solva, специализирующаяся на микрофинансировании, задалась вопросом, как индивидуальные предприниматели продвигают свой бизнес в условиях карантинных ограничений.
В результате проведенного исследования, в котором участие приняли свыше 5000 респондентов из всех регионов Казахстана, что самым популярным каналом коммуникаций индивидуальных предпринимателей (ИП) со своими текущими и потенциальными клиентами на сегодня являются различные социальные сети.
При этом 75,5% опрошенных ИП стали использовать социальные сети для продаж только в этом году после введения карантина.
О росте интереса к соцсетям говорит и изменение трафика. К примеру, если в целом рост объема интернет-потребления составил 15% в фиксированной сети и 11% в мобильной, то рост потребления трафика в социальных сетях вырос вдвое. По мнению экспертов, проводя больше времени дома, люди стали активнее коммуницировать с другими пользователями и брендами через интернет. Социальные сети в этом смысле позволяют не только быть в курсе новостей, но и дают возможность высказать свое мнение, а также являются популярной площадкой для развлечений.
Как правило, наиболее востребованной платформой для продвижения товаров и услуг среди ИП является Instagram. Согласно исследованию МФО Solva, на тему «Какие социальные сети вы стали использовать в период карантина» - практически все опрошенные (99,5%).
Другой не менее популярной площадкой стал видеохостинг YouTube (99,1%), однако в отличие от Instagram для самостоятельного продвижения контента здесь требуется специальное оборудование и навыки, т.е. использование этой соцсети для многих ИП, как правило, ограничивается размещением рекламы.
Также востребованы такие площадки как Facebook (70%) - среди пользователей эта сеть считается самой «серьезной» и требовательной к качеству рекламы и «Одноклассники» (80%). Последняя популярна в основном среди жителей небольших городов и поселков, где эта сеть удерживает сильные позиции с начала 2000-х годов.
Популярная ранее российская сеть ВК на сегодня утратила свое былое влияние среди казахстанских пользователей. В качестве площадки для продвижения ее использует лишь 24% опрошенных предпринимателей в Казахстане.
- Instagram я пользуюсь уже больше шести лет, а после того, как три года назад занялась корейской косметикой, продвигаю свою продукцию самостоятельно. По большому счету для этого кроме самой продукции, смартфона и желания ничего не нужно. Идей для постов у меня много и мне это интересно. Пока все получается, хотя покупателей и не так много, как мне бы хотелось, - рассказывает Асель К. из Алматы, продавая товар исключительно через Instagram.
Несколько иначе рассуждает Ильяс Ж. из Караганды, торгуя специализированной одеждой и снаряжением для рыбаков и охотников.
- У меня нет времени, чтобы вести свою страничку постоянно, но я регулярно запускаю рекламу в Instagram, Facebook и Youtube. Часто на своей личной страничке выкладываю фото и видео рыбалки, но это конечно на любительском уровне, просто при помощи смартфона. Рекламу в ВК запускал недолго, скорее, по привычке, на самом деле, там уже давно сам не сижу, - говорит предприниматель.
Согласно опросу, среди тех ИП, кто осуществляет розничную торговлю товаров широкого потребления и одежды, 43% никогда ранее в этих целях социальные сети не использовали. Однако с началом карантина, введенного на фоне пандемии коронавируса этими каналами продвижения стали пользоваться 90% предпринимателей.
В категории «бытовая химия и косметика» акцент на социальные сети делают 70% ИП, преимуществе те, чьи торговые точки оказались закрыты, а продажи через интернет показали хороший результат.
Еще одна популярная категория товаров – постельное белье и шторы, в которой 100% предпринимателей используют социальные сети.
- С самого начала, еще до карантина, я торгую постельным бельем, покрывалами и одеялами и главное здесь это показать красивую картинку. Если товар нравится, люди уточняют цену и то, как можно получить товар. Раньше они приезжали ко мне домой – прямо во дворе у меня стоял контейнер с товаром, но теперь мы с мужем делаем доставку по городу. В регионы мы отправляли товар и раньше, - рассказывает Раиса М. из г.Шымкент.
Как показал опрос, всплеск популярности социальных сетей наблюдается не только в крупных городах, но и в регионах, здесь продвигать свои товары и услуги в сети начали 50% предпринимателей.
Востребованность же других цифровых платформ и инструментов, как-то сайты-визитки, контекстная реклама и мобильные приложения среди малого бизнеса оказались менее востребованными, показав рост всего на 1,5%.