ПРЯМОЙ ЭФИР

Мошенничество в эпоху пандемии: центурионы современности на страже порядка

Здравствуйте, Тор Одинович, вас беспокоят из банка «Вальхалла». По вашей карте только что пытались провести денежную транзакцию, поэтому мы звоним для того, чтобы убедиться в законности операции. Подскажите, сколько у вас денег? Кроме того, нам необходимо удостовериться в том, что говорим с владельцем счета, сообщите CVV-код и дату выпуска вашей карточки, иначе будем вынуждены отказать в помощи, а это повлечет за собой хищение средств чужими лицами...

Фото: Pexels

Во время пандемии «Лаборатория Касперского» выявила всплеск мошеннических сайтов, которые гарантируют социальные выплаты населению. Немудрено, ведь каждый житель нашей планеты пострадал от коронакризиса: кому-то не хватало на оплату квартиры, кто-то распотрошил финансовую подушку, чтобы спасти свой бизнес, а большинство боялись остаться без еды.

Как сообщают эксперты, в случае второй волны и жесткого карантина подобные рассылки вновь начнут активно набрасываться на интернет-пространство. За первые несколько месяцев текущего злосчастного года было выявлено свыше 23 тысяч подобных ресурсов, что повлекло за собой увеличение количества заинтересовавшихся до 27 млн. Данный продукт современных технологий носит название СКАМ. Это сообщения, в которых пользователям за участие в опросе или акции предлагают крупное денежное вознаграждение. Однако, чтобы получить его, мошенники просят оплатить «комиссию» или «закрепительный платеж».

Сейчас же нарушители адаптировались под актуальные проблемы, призывая людей к получению соцвыплат через мошеннические сайты. Специалисты считают, что блокировка скам-сайтов помогла снизить доход злоумышленников, иначе они бы получали от нерадивых пользователей по 18 млрд тенге за квартал.

Редактор Business FM заглянул на онлайн-конференцию, которая проводилась командой «Лаборатории Касперского» при участии специалиста из «Евразийского Банка» и эксперта по результативным коммуникациям. 

На конференции подчеркнули, что рост активности мошенников, использующих дистанционные средства коммуникации с пользователем, в 85% случаев обусловлен невнимательностью населения. Как оказалось, почти каждый третий казахстанец сталкивался со злоумышленниками, притворявшимися банковскими работниками. Согласно результатам исследования, в трёх из четырёх таких случаев речь идёт о телефонном мошенничестве. Примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов, чтобы не вызывать подозрений. 58% случаев были связаны со звонками от лжесотрудников финансовых организаций, остальные представлялись работниками государственных служб, продавцами с сайтов объявлений и онлайн-магазинов.

Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии, отметил самые распространенные уловки мошенников:

- Обращение по имени (кто же еще может владеть информацией, кроме сотрудников банка, подумает жертва);

- Безошибочное обозначение данных самой карты.

Что же предлагают лжесотрудники?

- Кредит на выгодных условиях;

- Если говорит о странной транзакции, то просит подтвердить ВСЕ данные карты, включая три цифры на обратной стороне;

- Пугает тем, что карта вот-вот будет заблокирована.

Итак, если вы сталкивались или столкнетесь с тем, что вам предложат оплатить комиссию для получения выигрыша или коронакризисного пособия (скам), перевести деньги с карты на карту во избежание утери средств, перевести деньги на новый безопасный счет, то знайте - вы говорите с мошенником.

Как себя защитить?

- С осторожностью относитесь к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков.

- Не называйте CVV или одноразовый код из SMS. Лучше завершить разговор и перезвонить в банк самостоятельно.

- Требуйте от сотового оператора безопасного интернета.

- Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений в мессенджерах или SMS.

- Используйте антифишинг и антиспам в защитных решениях типа Kaspersky Internet Security

- Повышайте цифровую грамотность. Для этого есть специальные платформы, например, Kaspersky ASAP.

- Помните, настоящая служба поддержки не будет возражать против завершения разговора!

«Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится всё более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Помните, что настоящий банковский работник ни в коем случае не будет просить назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело кладите трубку в случае малейших сомнений. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка», — отметил Евгений Питолин.

Разумеется, у вас возникнут вопросы о том, как сами банки могут помочь своим клиентам избежать неприятных ситуаций. Светлана Королева, исполнительный директор, руководитель направления карточных и плаежных операций, процессинга и цифровых услуг, предупреждает, что не нужно верить в сказки - лёгких денег не бывает!

В Казахстане – один из самых низких показателей мошенничества по сравнению с другими странами мира. Однако, резкий всплеск активностей был зафиксирован во время пандемии, в июне-июле на всей территории страны в большинстве казахстанских банков. В основном это было телефонное мошенничество - так называемый вишинг (voice phishing). Мошенники представляются работниками службы безопасности или колл-центра банка, для убедительности фоном присутствует звук работающего колл-центра, а номер телефона с помощью специальных программ – анонимайзеров - отражается, как официальный номер банка.

В мире существует уже целая индустрия обмана клиентов через социальную инженерию. Бороться с этим можно только сообща всем участникам платежного рынка, в том числе повышая финансовую грамотность клиентов.

Психолог Марина Галкина поделилась своими наблюдения касательно темы онлайн-мошенничества. Специалист отмечает, что в первую очередь жертвы сталкиваются с сильными манипуляторами:

- Вводят в заблуждение лживыми доводами;

- Вгоняют в замешательство;

- Провоцируют на чувство вины.

Речь идет не только о мошенниках, которые представляются работниками банка, но и затрагивается актуальная тема социальных выплат, подразумевающих комиссию, а также множества ложных благотворительных сайтов. Психолог призвала быть внимательными даже со своими объявлениями, приведя в пример распространенную схему мошенничества: вы подаете объявление о продаже коляски, вам звонит "покупатель" и просит данные карты для перевода средств. А это чревато хищением средств с вашего счета, будьте осторожны и не передавайте такие важные данные третьим лицам.

А если вы привыкли совершать покупки в онлайн-формате, то обращайте внимание на сертификат сайта и на запрос 3D-secure, тогда ваши кровно заработанные деньги не улетят в чужой карман.

К слову, как вы могли заметить, работа у спикеров очень напряженная в эмоциональном плане, но ни один из них не усомнился в своем выборе. Стоять на страже безопасности средств населения в эпоху технологий - это большая ответственность, которая подвластна только неравнодушным. 

Автор: Акина Карменбаева

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...