ПРЯМОЙ ЭФИР

Куда казахстанцам лучше всего инвестировать и почему?

Олег Ильин, директор консалтинговой компании ASER, поделился рекомендациями с прикладными бизнес-планами и финансовыми моделями

Фото: pixabay.com


Глобальные потрясения ежегодно оказывают влияние на развитие бизнеса во всем мире. События последних лет, такие как пандемия, продовольственный кризис, геополитические напряжения свидетельствуют о необходимости самостоятельного обеспечения востребованными товарами. Именно самостоятельное обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением в политике многих государств, а также всячески стимулируется посредством предоставления налоговых льгот и иных преференций.  В текущих условиях выбор отрасли для инвестиций должен основываться на высоком и постоянном спросе на ее товары, идеальный вариантом являются отрасли производящие продукцию для ежедневного потребления.

Куда лучше всего инвестировать и почему?

По мнению нашего консалтингового агентства, наиболее благоприятными отраслями для инвестирования на сегодняшний день выступают производство продуктов питания, а также производство текстильных изделий. Аналогичного мнения придерживаются и международные эксперты в инвестиционной сфере. Очевидной причиной выбора отрасли производства продуктов питания является мировой продовольственный кризис, характеризуемый стремительным ростом цен и дефицитом продуктов питания. По данным ООН в 2021 году цена на продукты питания выросли на 23%, результатом российско-украинского конфликта и неблагоприятных для урожая климатических условий стало дальнейшее стремительное повышение цен до 40% в годовом исчислении.  При этом рост спроса закономерно сопровождается дефицитом продукции, ввиду невозможности оперативного удовлетворения потребностей рынка.  Неутешительные прогнозы международных организаций свидетельствуют о высоких рисках дефицита продуктов питания уже в 2023-2024 годах.

Стратегической целью Казахстана является реализация политики импортозамещения, направленная на замещение импортных товаров на внутреннем рынке. Правительством принимаются многочисленные программы развития, целью которых является предоставление льгот и преференций для инвесторов. Примерами таких программ являются: «Экономика простых вещей», «Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств». Самостоятельное удовлетворение базовых потребностей на внутреннем рынке лежит в основе благополучного развития страны. В условиях санкционных ограничений, введенных странами ЕС и отдельными странами ЕАЭС, наблюдается большой потенциал роста экспортных возможностей. Освободившиеся ниши рынка могут быть заполнены именно казахстанской продукцией, преимуществами которой являются: высокая конкурентоспособность, удобная логистика, соответствие технологий производства международным стандартам и др.

В рамках выбранных отраслей нами отобраны наиболее востребованные группы товаров, инвестирование в производство которых позволит получить не только высокую прибыль, а также будет сопровождаться множественными мерами государственной поддержки. К данным товарным группам относятся, производство: молочной продукции (в том числе сухого молока), хлебобулочной продукции, шампиньонов, детской одежды. Следует отметить, что вышеперечисленные направления являются приоритетными секторами экономики Казахстана, следовательно, имеют дополнительные льготы.

Молочная продукция

В 2021 году мировое производство молока выросло на 1,1%, и по прогнозам OECD-FAO Agricultural Outlook 2022-2031 ежегодно будет прирастать на 1,8%. При этом темпы потребления молока растут гораздо быстрее, так за 2021 год они выросли на 3%. Эксперты отмечают, что рост цен на удобрения, корма и энергоносители будут и далее оказывать рост цены на себестоимость производства продукции.

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстан стоимостной объем импорта молока в 2021 году составил 106,1 миллиона долларов. Натуральный объем импорта составил 61,5 тысяч тонн, что на 23,2% ниже по сравнению с 2017 годом.

Позитивной тенденций для Казахстана является стремительный рост объемов производства молока (в т.ч. сухого). Так за последние 5 лет производство молока выросло на 26,6%, а сухого молока на 83,2%.

Ежегодно растут и объемы инвестиций в отрасль, за последние 5 лет годовой объем инвестиций увеличился на 25,5%.

Говоря о развитии рынка сухого молока, по данным Центра международной торговли объем импорта молока в 2020 году достиг 31,2 тысячи тонн, что на 18,8% выше чем пять лет назад.

Хлебобулочная продукция

По прогнозам HD-group в ближайшие 5 лет среднегодовой рост мирового рынка хлебобулочных изделий составит 2,3%. При этом особое внимание стоит уделить рынку замороженных хлебобулочных изделий, по прогнозам экспертов общий мировой рынок замороженных хлебобулочных изделий вырастет с 22,3 млрд долларов в 2021 году до 29,5 млрд долларов США к 2026 г. при среднегодовом темпе роста 5,8%. Наиболее быстрорастущим сегментов сферы является производство готовой выпечки.

О перспективности развития данного направления свидетельствует устойчивая тенденция роста объемов импорта хлебобулочных изделий. Так за последние 5 лет объем импорта достиг 106,7 миллионов тонн (на 41,7% выше, чем в 2017 году).

 

Согласно данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстан в стране наблюдается снижение объемов производства хлебобулочных изделий, так за последние 5 лет снижение составило 191,9 миллиона тонн или 22,7%.

Выращивание шампиньонов

Ожидается, что к 2026 году объем мирового рынка грибов достигнет 52 млрд долларов, ежегодно увеличиваясь на 12,4% (эксперты международной компании Research and Markets). Согласно данным Польского экономического института, мировым лидером выращивания грибов является Польша: каждый третий экспортируемый в мире гриб выращен в Польше. Таким образом Польша занимает лидирующую позицию в мировом экспорте грибов (32%), за ней следуют Канада (20%) и Нидерланды (14%). По прогнозам экспертов, ежегодный прирост производства грибов до 2025 г. составит 6%.

Данная отрасль в Казахстане является новой и как следствие слаборазвитой. Низкая конкуренция на внутреннем рынке – одно из главных преимуществ отрасли. Текущий стоимостной объём импорта продукции в страну составляет 4,8 миллиона долларов, что в 2,9 раза выше чем в 2017 году. Ежегодной рост объемов импорта свидетельствует об увеличении спроса на продукцию внутри страны.

 

Детская одежда

Перспективность данного направления обуславливается не только постоянной востребованностью товаров, а также высокими тенденциями рождаемости как в Казахстане, так и в близлежащих странах. Так по данным государственной статистики население страны ежегодно увеличивается на 1,3%. Впечатляют и данные Всемирного банка: на одну женщину в репродуктивном возрасте приходится в среднем 3,1 ребенка (2020 год). При этом не отстают и страны-соседи: Кыргызстан – 3,0 ребенка, Узбекистан – 2,9 ребенка, Туркменистан – 2,7 ребенка.

Представленные данные свидетельствуют о высоком уровне рождаемости не только в стране, но и в регионе. Развитие отрасли позволит обеспечить не только потребности внутреннего рынка, а также и регионального рынка. Демографический бум сказывается и на потребностях внутреннего рынка: так за последние 5 лет объем импорта увеличился более чем в 3,8 раза и составил 3,5 миллиона тонн. В 2021 году стоимостной объем импорта составил 25,9 миллиона долларов, что практически в 2 раза выше чем 5 лет назад.

 

О стремительных темпах развития импортозамещающей деятельности в данной сфере свидетельствуют данные об объемах производства продукции в стране. Так за последние 5 лет объем производства увеличился практически в 3,5 раза. Востребованность продукции на рынке будет обуславливаться ее доступностью, ведь нет смысла переплачивать за импортный аналог, имея качественный отечественный продукт.

Резюме

Таким образом представленные отрасли являются весьма перспективными для инвестирования. Продукция отраслей будет постоянно востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом выгодность инвестирования подкрепляется благоприятным инвестиционным климатом Казахстана. Многообразие налоговых льгот и преференций позволят инвестору не только выгодно вложить собственные средства, но и получить значительный объем государственной поддержки в виде кредитов и субсидий. Устойчивая тенденция роста населения свидетельствует о необходимости увеличения объемов производства продукции ежедневного потребления. События последних лет свидетельствуют о необходимости самообеспечения, ведь ни один поставщик не сможет гарантировать стабильные поставки в условиях экономических потрясений и природных катаклизмов.

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...