Банк ВТБ (Казахстан): Ваши деньги в надежных руках!
В эфире программа «Экспертное мнение». Екатерина Ким, консультант по налогам, основатель профессиональной группы «Налоговый эксперт», и Игорь Ли, директор департамента по работе с корпоративными клиентами, Член Правления Банка ВТБ (Казахстан), обсудили работу Банка ВТБ в условиях текущей пандемии
Вы можете прослушать подкаст программы «Бизнес»:
Добрый день, уважаемые радиослушатели! В эфире Business FM программа «Экспертное мнение» с Екатериной Ким. Гость программы – Игорь Ли, директор департамента по работе с корпоративными клиентами, Член Правления Банка ВТБ (Казахстан). Первый вопрос будет к Вам, как к банкиру: где хранить деньги?
- Важно соблюдать диверсификацию своих вложений. Конечно, лучше хранить деньги в банке, нежели дома «под подушкой». Некоторые инвесторы могут инвестировать не только в депозиты, но и в другие инструменты. Главное, чтобы человек осознавал все риски вложений, которые могут быть. Если говорить о депозите, то нужно правильно диверсифицировать их по срокам и по валюте.
В Вашем банке есть выгодные депозиты для представителей МСБ?
- Важно понимать два аспекта: уровень доходности и уровень риска. Банк ВТБ (Казахстан) предлагает депозиты с рыночными условиями. Рейтинговое агентство Standart & Poor’s подтвердило уровень BB+. Это один из лучших рейтингов в стране.
Есть ли какие-то гарантии для юридических лиц, учитывая нестабильную ситуацию с коронавирусом?
- Есть сумма, гарантированная государством, в рамках Фонда страхования депозитов.
Какие есть банковские гарантии? Дает ли Банк ВТБ (Казахстан) бизнесменам отсрочки по кредитам ввиду текущей ситуации?
- Мы предоставляем банковские гарантии, в том числе и гарантии для оплаты налогов. Однако, при предоставлении этих гарантий, банк оценивает финансовое состояние заемщика. Пакет документов стандартный. Сроки рассмотрения зависят от заемщика и суммы запрашиваемого лимита, но по среднестатистическому показателю - один месяц.
Банковские гарантии – залоговые или беззалоговые?
- Есть различные формы кредитования: залоговые и беззалоговые, важно оценить финансовое состояние компании.
Ваш банк больше ориентирован для потребительского или юридического сегмента?
- ВТБ в Казахстане – это универсальный коммерческий банк, работающий со всеми группами клиентов.
Есть ли какие-то новые проекты, «облегчающие жизнь» бизнесу?
- Мы стараемся следовать требованиям рынка в части дистанционного обслуживания клиентов. Недавно запустили новую версию интернет-банкинга. Сейчас пилотируем мобильное приложение для корпоративных клиентов. Также запустили функцию дистанционного открытия счета через web-сайт банка.
А что нужно, чтобы открыть онлайн-счет?
- Зарегистрироваться на web-сайте и приложить минимальный перечень документов – в течение суток счет будет открыт.
Увеличились ли цифры по выдаче кредитов в пост-карантинный период?
- После второй волны мы стали наблюдать активизацию: повышение на уровне 30-35%, однако, сказать, что этот показатель вышел до карантинных значений – не можем.
Что касается погашения кредита, есть ли в этой части проблемы?
- В наиболее пострадавших отраслях наблюдаются задержки по оплате кредитов. Клиенты просят произвести реструктуризацию. Почти по всем обращениям мы предоставили отсрочки по основному долгу и по платежам вознаграждения.
Если клиент хочет перейти в другой банк. Возможно ли сделать реструктуризацию?
- Переходить в другой банк с реструктурированием будет сложно, так как из-за кредитной истории, в которой появились просрочки, банку сложнее принимать решения. Если речь идет об улучшении условий займа – то можно сделать рефинансирование. Тем не менее, я все же рекомендую выстраивать долгосрочные отношения с банком.
Расскажите подробнее о госпрограммах по кредитованию МСБ?
- Их много: «Дорожная карта 2025»; отраслевые программы; программы, поддерживающие экспорт-ориентированные компании и т.д. Клиентам важно находиться в постоянном взаимодействии со своим банком: менеджеры обязаны рассказывать о всех госпрограммах.
Были ли такие случаи, когда ваши клиенты были вынуждены закрыть свои предприятия в пос-карантинный период?
- На текущий момент такие кейсы единичны. Бизнесмены стараются «держаться на плаву».
Расскажите про открытие счетов, есть ли какие-то льготы, например, на валютные операции для экспорт-ориентированных компаний?
- У нас действует поощрительная система, в том числе в виде пакетных предложений, где предоставляются различные уровни скидок: по ведению счетов, обслуживанию интернет-банкинга, валютным конвертациям.
Помимо стандартных услуг, какие есть предложения для бизнеса?
- Мы предоставляем полный перечень услуги стараемся переводить наших клиентов в более удобный дистанционный формат. В скором времени планируем открыть услугу дистанционной подачи транша, с использованием подписания ЭЦП. Мы стараемся наполнять market place, то есть услугами, связанными с банкингом. Недавно начали сотрудничество с одной компанией по цифровой бухгалтерии. Есть компании, которые не могут позволить себе бухгалтера, поэтому такая программа очень удобна, так как помогает вести онлайн бухгалтерский отчет в упрощенном виде.
А сотрудничаете ли вы с Комитетом госдоходов? Они сейчас тоже активно продвигают онлайн-продукты…
- Если есть такие продукты, которые смогут улучшить и облегчить работу клиентов с банком Комитетом госдоходов, то Банк ВТБ готов предоставлять такие услуги.
Деньги лучше хранить на депозите физического или юридического лица?
- Важно посмотреть на все преимущества и аспекты.
Есть ли у вас определенные условия для компаний, занимающихся интернет-торговлей?
- Наши коллеги работают в направлении интернет эквайринга, чтобы он как можно быстрее вошел в перечень наших услуг.
На какие моменты должен обращать внимание бизнесмен при подаче заявки на кредит?
- Важно посмотреть на сам банк и те виды кредитования и условия, которые он предлагает, задать вопрос о мерах поддержки – субсидированиях со стороны государства.
Если оборот на период пандемии был приостановлен, предоставит ли банк кредит для такой компании?
- Для нашего банка важно посмотреть на перспективы восстановления этого бизнеса.
Сколько длится экспресс-анализ, согласно которому предприниматель будет знать: дадут ли ему кредит или нет?
- Зависит от размера бизнеса и как быстро клиент предоставит все документы.
Сейчас устанавливаются лимиты: если компании нужно снять большую сумму, сколько это займет по времени?
- Законодательством предусмотрено увеличение лимита, если есть такая потребность. Из практики мы видим, этот процесс занимает от трех до двух недель.
Защищен ли ваш банк от кибер-атак?
- За весь период, к счастью, у нас не было ни одного проникновения. Мы регулярно тестируем наши системы безопасности.
Расскажите в каких городах есть ваши отделения?
- Мы присутствуем во всех областных центрах и городах республиканского значения. В этом году мы открыли новый формат для клиентов, у которых есть определенные требования к банку. Он называется «привилегия», при помощи которого клиенты, с определенным уровнем дохода смогут получить высококачественное обслуживание.
А есть ли у вас такой продукт, как бизнес-карта?
- Да, есть. Мы наполнили их функционал. Пополнять счет можно не только через банкоматы, но и платежные терминалы и KIWI.
Расскажите о зарплатных проектах?
- Мы предлагаем индивидуальные условия по выпуску карточек, комиссий т.д.
А кто принимает решение по кредитам?
- До лимита в 40 млн тенге решение принимается в рамках кредитного конвейера (покрывает 80% потребностей), решение по более крупным сделкам принимает Кредитный Комитет.
Спасибо большое за интересную беседу! В эфире Business FM была программа «Экспертное мнение». До новых встреч!
Автор: Жади Есенгелди